Каждая девушка
Если твоя жизнь устроена так, что можно самой особо не беспокоиться о заработке, потому что рядом сильный, успешный и более-менее любящий муж, то владение бутиком вообще сплошное удовольствие. Летаешь себе два раза в год в Милан или Париж заказывать коллекции, берешь с собой два пустых чемодана — это чтобы потом было удобно везти в Москву собственные обновки, в Милане уверенно раскланиваешься на улице со всеми знакомыми транжирами и бездельницами, а сама — в шоу-рум, по делу, а потом — пить кофе в «Мажестик», скажем, с каким-нибудь Томасом Майером. А с ним как раз разговаривать не
Вот только в Москве так уже не получается.Десять лет назад получалось, а теперь нет. В Столешниковом не осталось ни одного кондитерского магазина — все уже выселили, аренда квадратного метра стоит — как хороший японский автомобиль без пробега, а гиганты вроде Mercury, Bosco и «Джамилько» забрали чуть ли не все хорошие марки, какие только есть на свете. Да еще распродажи начинают в неслыханную рань — в начале декабря и в июне, и всем приходится делать то же самое.
В общем, главная девичья мечта, даже если на самом деле вы и не собираетесь ее реализовывать, а только с удовольствием ее обдумываете, лежа в ванне, — так вот, главная девичья мечта последних лет под угрозой.
Московская мода стремительно движется в сторону глобализации. Прогнозы о том, что скоро ЦУМ всех съест, совсем не кажутся такими уж неправдоподобными. А нежным девушкам с их бутиками, шелковыми платьями или молодыми и наглыми немецкими дизайнерами будет совершенно нечем заниматься. И все-таки в Москве открываются, работают, противостоят все новым и новым сложностям и даже иногда процветают небольшие самостоятельные магазины. Вот истории о том, как девушкам это удается.
НАДЕЖДА ЗАХАРОВА, «НОСТАЛЬГИЯ»
У Нади Захаровой нет водителя. А вот у Надиных приятельниц есть. И они при случае посылают своих водителей посмотреть на Надин «мерседес», потому что машина в безупречном состоянии. Как будто ее только сегодня купили: в салоне нет ни пылинки, даже между пластмассовыми вентиляционными лопастями на торпеде, откуда пыль можно вытереть только собственноручно, носовым платком, — ни на одной мойке этого не делают. Кроме того, у Нади Захаровой в безупречном порядке находятся: муж Раф,
В дополнение к MaxMara у Захаровой с самого начала были практически безукоризненные, идеально выстроенные продавщицы. С ухоженной кожей лица и маникюром без стразов. Они правильно здоровались, хорошо улыбались, а свое мнение о вашей предполагаемой платежеспособности держали при себе.
Через несколько лет c MaxMara пришлось расстаться — эту марку себе эксклюзивно забрала компания Bosco. «Я, конечно, некоторое время была в растерянности, но потом пришлось искать новые марки — на замену». Сейчас в «Ностальгии» продаются вещи в самый раз для девушек, которые приходят на свою ответственную работу к девяти часам утра. То есть для тех же, кто и в 2006 году покупает MaxMara. Покупки в «Ностальгии» — что теперь, что восемь лет назад — получаются практичные и обдуманные, без безумств. «Думаю, что эта история может жить еще очень долго, несмотря на рост арендной платы и прочие катаклизмы, — говорит Захарова. — Это как брак по расчету. Иногда отсутствие страсти только на пользу идет».
ИРИНА КАЗАКОВА, «ТРАФФИК»
Если бы Казакова не занималась «Траффиком», она могла бы работать музыкальным критиком — знаний и интереса к предмету ей хватило бы. Она любила Сезарию Эвору, когда о Сезарии Эворе в Москве никто слыхом не слыхивал, она может посоветовать десяток отличных дисков, названия которых вы слышите в первый раз. Но именно эти песни вы и будете слушать в ближайшие полгода, и советовать их подругам, и под них ужинать, заниматься любовью и просыпаться по утрам. Марки для магазинов «Траффик» (их теперь уже два, один на Никитском, другой на Чистопрудном бульваре) Казакова выбирала по главному принципу музыкальных критиков — такие, о которых в городе никто не слышал. И у нее всегда можно было за терпимые деньги купить действительно странные вещи. Может, не всегда самого идеального качества — у молодых бельгийцев, голландцев, немцев и прочих ровность шва не самая главная задача, — зато уж с уверенностью, что ни на одной вечеринке в Москве девушка в точно таком же платье вам не встретится.
Вот, казалось бы, просто идеальная стратегия для небольшого магазина. У вас в ЦУМе на молодежном этаже — марки, которые дают рекламу в альтернативные английские журналы, а у нас в «Траффике» — марки, в которых ходят редакторы моды этих самых журналов, и нам не лень ездить по одежным выставкам по всей Европе и среди гор барахла этих ребят отыскивать.
Но все оказалось не так легко. «С новыми именами в Москве очень трудно, — говорит Казакова. — Привезешь что-нибудь стоящее, так оно через сезон уже и в „Подиумах“, и еще где-нибудь. Съездишь на выставку, откопаешь опять — а они через сезон снова себе берут. И так раз за разом. Я, в общем, и не думаю, что это лично у меня
Впрочем, Казакова не теряет оптимизма. Говорит: «Талантов много, надо только искать» — и говорит с такой интонацией, что сразу ясно, что поиски эти ей в радость. И коллектив у нее работает — управляющая, продавцы тоже бдительности не теряют, по сторонам смотрят. Ну и параллельно занимаются разной творческой деятельностью: людям без артистических наклонностей в «Траффике» было бы неуютно.
ЕЛЕНА РЕМИЗОВА, «ЛИТЦ» И «ЛИТЦ-КОЛЛЕКЦИЯ»
Магазины,
Собственно, так было не всегда. В
Другие марки подобной принципиальностью не отличаются. Олег говорит об этом шутя, но в крепких выражениях. А Лена возражает: «Совершенно очевидно, что все марки стремятся соблюдать собственные интересы. Меня это совершенно не расстраивает». Спокойствие Лены легко объяснимо: дела у обоих магазинов идут хорошо, до начала распродаж раскупают примерно 75% коллекции. Кроме того, действительно есть совсем свои, клубные клиенты. Лена рассказывает, что иногда приходится дозаказывать
СВЕТЛАНА МАНИОВИЧ, DSQUARED2 И LUISA BECCARIA
У двенадцатилетней дочери моей подруги есть конверт, куда она складывает вырезки из глянцевых журналов. Собирает девушек, которые как-нибудь необычно и хорошо одеты. Выдирает и из светской хроники, и из больших текстов. В конверте у Наташи не одна и не две фотографии Светланы Маниович. Недавно она даже сказала, что хочет стать Светланой Маниович, когда вырастет.
Светланой Маниович стать не
Маниович знакома со всем городом, а в новиковских ресторанах можно с помощью ее имени получить стол даже в пятницу вечером. Маниович по образованию финансист. Закончила Финансовую академию, написала диссертацию, а заниматься модой стала случайно — пришла следить за финансами в мультибрендовый бутик в «Метрополе», но потом «измучилась смотреть на то, что привозили партнеры, свою же голову не приставишь» и занялась собственным магазином. Первый раз поехала в Милан на закупки практически наугад, оставила дома пятимесячную дочь. Но уже через сезон привезла в Москву Roberto Cavalli и Yohji Yamamoto, посмотрела, как разлетается Cavalli, и решила: надо открывать бутик. «Я же слабая, за мной не стоят никакие корпорации, поэтому все, чем я могу брать, — это личным убеждением, страстью и скоростью». Договорилась с Кавалли, открыла бутик, и с 2001 года все светские девушки носили только Cavalli, продажи были на уровне римских, квоты перевыполнялись. А вот сама Маниович Cavalli не носила. «Я не могла через себя переступить, только два или три раза показалась на
На вопрос о том, насколько важно ее личное участие в успехах бутиков, Маниович отвечает так: «Я понимаю, что личный пиар — это часть работы, и я рада, что люди стали доверять моему мнению и моему вкусу, но думаю, что не нужно относиться к этому слишком серьезно. Как только начинаешь себя насиловать, наряжаться специально, это перестает работать. Все должно быть легко, без насилия, между делом». Недавно Маниович открыла еще один бутик — Luisa Beccaria. Говорит, вот-вот романтический стиль Beccaria полюбят все поголовно — как
Елена Ремизова, магазины «Литц» и «Литц-коллекция»
Фотографии: Иван Пустовалов
«Мы с мужем вместе приезжаем на закупки. Иногда он говорит: мне категорически не нравится. И тогда я точно понимаю: надо брать».
Надежда Захарова, магазины «Ностальгия»
«У нас продавцы уходят только в двух случаях — или замуж, или в декретный отпуск».
Светлана Маниович, бутики Luisa Beccaria, Dsquared2
«Когда мне станет скучно заниматься бутиками, я напишу сценарий мыльной оперы — о том, как в Москве начинался модный бизнес».
Ирина Казакова, магазины «Траффик»
«К нам приходят люди, у которых рабочий день не начинается в 9 утра. Очень много актрис».