В первый день зимы, 1 декабря, на центральной площади Якутска собралось несколько тысяч горожан, чтобы посмотреть на церемонию передачи символа холода всероссийскому Деду Морозу. В столице Якутии традиционно в этот день проходит фестиваль «Зима начинается с Якутии», а в этом году приехал Дед Мороз из Великого Устюга: ему надо было получить у якутского Деда Мороза, Чысхаана, символ холода в виде кристаллического шара и зажечь вместе с коллегой 23-метровую новогоднюю ель.
Эта встреча — не символический жест, а начало большой эстафеты холода, которая пройдет по всей стране: магический шар поедет вслед за олимпийским огнем. Параллельно с эстафетой холода всероссийский Дед Мороз будет проводить в разных городах России морозные зарядки для детей и собирать свою олимпийскую сборную: в январе должен состояться хоккейный чемпионат на Кубок Деда Мороза, а в феврале будет открыта олимпийская резиденция Деда Мороза в Сочи, где главный дедушка страны получит статус официального Деда Мороза Олимпиады-2014.
«Люди из Великого Устюга считают, что Дед Мороз как пластилин. C ним можно делать что угодно: он может рекламировать термобелье, устанавливать на посох передатчик ГЛОНАСС, возить олимпийский огонь, агитировать за «Единую Россию», получать благословение патриарха. Все это какие-то чиновничьи игры, а не детская сказка», — рассказал на условиях анонимности один из региональных Дедов Морозов.
Программу мероприятий для всероссийского Деда Мороза придумывает его художественный руководитель Марина Шиловская, которая до этого руководила ветеранским хором Великого Устюга. Она фактически является главой администрации Деда Мороза и решает все вопросы внутренней и внешней политики. Например, в этом году Дед Мороз не поехал на Международный саммит Санта-Клаусов в Данию, потому что у него «очень напряженный график»: «С утра — рыбалка, потом — зарядка, затем — встреча с гостями. Да и к тому же сейчас надо готовиться к Олимпиаде — там столько волшебной работы предстоит!»
Она же решает, кто из региональных зимних сказочных персонажей, может стать другом Деда Мороза, а кому надо отказать. Так, например, в друзьях у главного Деда Мороза страны числится Ежик Гоша из города Шарьи, что в Костромской области, и Сапоги-Скороходы из Торжка, зато нет саамского Деда Мороза, который больше 20 лет живет в своей резиденции в Лапландском заповеднике в Мурманской области. Одна из причин немилости — в прошлом: в конце 1990-х — начале нулевых оба Деда Мороза участвовали в глобальном переделе власти. Тогда за звание главного Деда Мороза страны боролись три клана: лапландцы, выходцы из Великого Устюга и старожилы Ханты-Мансийского автономного округа. Победил устюгский, исключительно благодаря вмешательству административного ресурса: он получил поддержку тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. А соратник Лужкова по партии «Отечество — вся Россия» Вячеслав Володин добился, что Деду Морозу из Великого Устюга выделили средства из федерального бюджета.
Как только победа в неофициальном конкурсе власти была закреплена официальными бумагами, Вологодская область выделила Деду Морозу для городской резиденции здание бывшего кожно-венерологического диспансера Великого Устюга. Тут же вместе с правительством Москвы было учреждено ОАО «Вотчина Деда Мороза», которое занялось строительством резиденции сказочного дедушки.
Еще одним покровителем Деда Мороза стал Фонд российского Деда Мороза, в попечительский совет которого вошли многие видные чиновники: Александр Починок, Михаил Лесин, Михаил Швыдкой, Аркадий Вольский, Никита Михалков.
В развитие проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза» было вложено около двух миллиардов рублей. Была построена вотчина Деда Мороза, открыта его почта. За 15 лет поток туристов, приезжающих в Великий Устюг, увеличился с 3 000 человек в год до 150 000. Но прибыли как не было, так и нет.
В 2006 году в резиденции Деда Мороза прошли обыски и было возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ — «уклонение от уплаты налогов в крупном размере». Ну а вскоре после того, как Юрий Лужков покинул мэрию Москвы, ОАО «Вотчина Деда Мороза» оказалось банкротом, а часть его активов была передана в ОАО «Дед Мороз», учредителями которого стали Комитет по имуществу Вологодской области, администрация Великого Устюга и один из местных предпринимателей.
В ОАО «Почта Деда Мороза», которое раньше занималось ответами на письма, что пишут дети всей страны, тоже сменились акционеры. В 2010 году Росимущество продало 24% акций компании за 90 000 рублей вологодскому предпринимателю Сергею Махтанову, который известен как организатор «маршей несогласных» в Вологде. Казалось бы, успешный бизнес: отправка письма по России стоит около 17 рублей, а письмо Деду Морозу стоит 60 рублей. Количество писем в адрес Деда Мороза растет: если в 2007 году он получил всего 134 000 писем, то в 2012 году ему написало 201 165 детей. Однако, согласно годовому отчету ОАО «Почта Деда Мороза», в 2012 году волшебник ответил лишь на 11% писем. Исходя из отчетности компании себестоимость отправки одного письма составляет 35 рублей при стоимости услуги в 60 рублей. Но руководство предприятия считает, что отвечать на письма детей отчего-то нерентабельно, называет свою деятельность «благотворительной» и просит поддержки из госбюджета.
«Почта Деда Мороза» упирает на свою важную социальную функцию: хоть она и не отвечает на все поступившие письма, зато внимательно их читает, обрабатывает и переправляет в органы опеки с жалобами детей на родителей. Помимо этого у «Почты Деда Мороза» заключено соглашение о сотрудничестве со Службой судебных приставов. Страшно представить, в чем заключается это сотрудничество.
В этом году ОАО «Дед Мороз» решило безвозмездно передать свои «непрофильные активы» — гостиницу и городскую резиденцию Деда Мороза — частной компании ООО «Резиденция Деда Мороза», среди владельцев которой бухгалтеры ОАО «Дед Мороз» Ирина Захарова и Нина Быковская, а также дочь директора ОАО «Дед Мороз» Елена Муромцева. На вопрос, почему резиденция Деда Мороза стала непрофильным активом, в ОАО «Дед Мороз» ответили лаконично: «Мы не видим здесь ничего подозрительного. Это общероссийские тенденции», — и бросили трубку.
Дед Мороз стал олицетворением стабильности нулевых. Сказочный персонаж, который должен был привить обществу патриотизм и объединить его общей идеей, пришедший к власти через жесткую борьбу с конкурентами, не щадит врагов, недолюбливает Запад, превратился в предводителя, который питает слабость к шумным пиар-акциям, чьим именем прикрывается его окружение, пытаясь получить деньги из госбюджета или выгодные активы.