Атлас
Войти  

Также по теме

...дцатилетний капитан

Поездка на матч-катастрофу России и Греции должна была стать главной наградой для восьми детей из московского интерната. Они выиграли футбольный турнир «Мегафона» и Мособлбанка и ехали в Варшаву, чтобы насладиться победой сборной. Александр Борзенко уверен, что команде Дика Адвоката есть чему поучиться у «Каховских ромашек»

  • 6716
01.png
Толя Чентулоев

Толя Чентулоев медленно спускается по ступеням варшавского стадиона. Патриотический грим на щеках смотрится теперь неуместно и как-то жалко. Толя Чентулоев — защитник и капитан команды московской школы-интерната №24 «Каховские ромашки». Игрокам 12–14 лет. В турнире «Мегафона» среди воспитанников детдомов и интернатов они заняли первое место. Поездка в Варшаву на матч Россия – Греция была их главным призом. Никто не знал, что все выйдет так, как вышло.

Толя даже не огорчен, он просто не понимает — как? Ему даже интересно: что нужно сделать, чтобы проиграть такой матч? И он, и другие игроки «Каховских ромашек» считают, что сборной России не хватило характера. За несколько часов до игры детям устроили встречу с Сергеем Фурсенко — билеты на матч им предоставил именно РФС. Теперь вратарь Данила размахивает руками, обвиняя чиновника в одном из самых страшных грехов против пацанской чести: «Он сказал, что мы всех порвем! Слова на ветер!»

Линия полузащиты «Ромашек» того же мнения — наша сборная лучше, ей просто не хватило характера. Капитан переживает больше всех. Рассказывает, как они играли финал против мифических и грозных «абхазцев», которые до встречи с «Ромашками» не проиграли ни одного матча. Как ходили следить за игрой своих будущих соперников, как разрабатывали с тренерским штабом — Алексеем Алексеевичем и Светланой Владимировной — тактику и стратегию. Как решено было держать седьмого номера, который «сто процентов из спортивной школы, и удар у него — ваще капе-е-е-ец». И держали. Оборонялись всю игру, забили на контратаке и выиграли. Представитель «Мегафона» Олеся тоже рассказала мне про этот матч. Говорит, после него игроки валились с ног — все мышцы буквально сводила судорога. Что такое «подвел характер», эти дети понимают не вполне. Особенно Толя, который, рассказывая о редких ошибках команды, винит только себя.

На вид ему лет четырнадцать, хотя по документам — двенадцать. Сколько ему на самом деле, он и сам не знает. Данные для свидетельства о рождении придумали в 2007 году в интернате. Откуда семья приехала в Москву — тоже точно неизвестно. Воспитатели предполагают, что из Молдавии. В шесть или семь Толя ушел из дома, младший — Руслан — пошел с ним. «Отец пил, мать тоже, а потом она ушла, а отец пьяный лежал и еще вены себе резал, вот так и вот так, — показывает он на руке, — а деньги в игровых автоматах проигрывал, все наши деньги проиграл». Толя на секунду замолкает, потом опять повторяет: «Мать тоже пила, а потом она ушла». Видимо, чтобы скрасить мрачный рассказ Толя пытается вспомнить что-нибудь забавное из детства и рассказывает, как однажды на помойке упал ногами на стекло и демонстрирует шрам на ноге — «капе-е-е-ец!».

Сестру оставили — она была слишком маленькая — и жалеют до сих пор. Когда ушли из дома, Толя решил, что идти нужно непременно на Красную площадь. Там их забрала милиция, потом отправили в Морозовскую больницу, потом в Алтуфьевский приемник-распределитель. Там Чентулоевы провели больше двух лет. «Нас там все время, — Толя на секунду задумывается, подбирая эвфемизм, — мутузили, капе-е-е-ец! И старшие, и воспитатели. Виноват один, а старшие бьют всех. В туалет одному нужно, а должны идти все». Кажется, он возмущается не жестокостью, а несуразностью и абсурдной иррациональностью такого подхода.

В интернате Чентулоевых спросили, играют ли они в футбол. Уже пятый год они тренируются почти каждый день. Оба — лидеры: старший в защите, младший в атаке. Получив деньги на покупки, братья отправляются в варшавский торговый центр и большую часть из своих 50 евро тратят на футбольное снаряжение. Некоторые игроки команды по уровню мастерства могли бы заиграть в спортивных школах — ДЮСШах, — но их некому возить, не говоря уж о том, что все требует денег.

00.png
Толя и Руслан Чентулоевы

Счастливую концовку этой истории можно было бы дописать летом 2018 года. Анатолий и Руслан Чентулоевы играют в составе сборной России в финале чемпионата мира на спартаковском стадионе в Москве — его к тому времени обязательно построят. Игра не ладится, но братья замечают на трибунах Светлану Владимировну, которая пришла поболеть за своих повзрослевших воспитанников, и собираются с силами. В реальности, вероятно, все выйдет несколько иначе. Толя собирается идти «на парикмахера» — не потому, что нравится, а потому, что это легко. На менеджера, говорит, все равно не потяну, это Руслан умный, выигрывает у всех в шахматы, все запоминает.

Все это никак не напоминает фильм Goal!, где бедного мексиканского парнишку замечает Глен Фой, и тот в итоге становится звездой «Ньюкасла». Впрочем, осенью «Мегафон» и Мособлбанк повезут «Каховских ромашек» в Лондон играть с ровесниками из «Арсенала». А там — кто знает, как все выйдет.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter