Атлас
Войти  

Также по теме

Дайте нам шанс

Старейший футбольный клуб России на грани закрытия. Футбольный клуб «Знамя труда» — один из самых неудачливых и нищих клубов в профессиональном футболе — уже несколько раз вылетал из второго дивизиона. О том, почему победа «Знамени труда» — это победа России и как устроен футбол неудачников, узнала Екатерина Кронгауз

  • 12121
Футбольный клуб
Футбольный клуб «Знамя труда». Апрель-2012. Межсезонье

Эта история развивается в подмосковном городе Орехово-Зуево, в 80 километрах от Москвы, посреди бесконечных краснокирпичных пустующих зданий мануфактуры, куда джентрификация в ближайшее время вряд ли доберется.
На стадионе «Торпедо» клуб «Знамя труда» готовится к командному снимку.
— В первый ряд те, у кого одинаковые гетры, — выстраивает всех помощник тренера по фамилии Дураков. Стоя на еще заиндевевшей траве недовольные холодом футболисты, переминаясь с ноги на ногу, снимают тренировочные куртки: кто «Манчестера», а кто — «Локомотива».

Пожалуй, уже тут пора объясниться. БГ редко пишет про футбол, то есть практически никогда. История команды «Знамя труда» была придумана на редколлегии практически как шутка — «БГ о футболе». Мы хотели найти команду, которой фатально не везет, и поддержать ее, поднять ее на знамя, как мы любим, и побежать с этим знаменем вперед, сквозь людское непонимание и черствость. Мы даже придумывали этой абстрактной еще команде всякие смешные кричалки и сами смеялись над ними.
«В 10 лет я хотел играть в «Реале», в 15 — в «Спартаке», а сейчас мне 20 — я тупо хочу денег»
Посоветовавшись с коллегами со Sports.ru, мы выбрали 2 команды: «Зенит» (Москва) — просто за несу­разность названия — и «Знамя труда» — команду, постоянно находящуюся то на грани, а то и за гранью вылета из профессионального футбола и заодно имеющую в прошлом название «Хитрые лисы». Но мы еще не знали, кто будет смеяться последним. 
 
Итак, мы познакомились с командой футбольного клуба «Знамя труда» (сокращенно — ФКЗТ) в середине сезона, когда из 35 матчей ими было выиграно только два и от вылета из второго дивизиона ФКЗТ отделяла только команда «Волочанин–Ратмир» из Вышнего Волочка. Впереди — конец сезона и решающая встреча с «Волочанином».

— Знаете, как говорили, когда я начинал: в 10 лет я хотел играть в «Реале», в 15 — в «Спартаке», а сейчас мне 20 — я тупо хочу денег, — говорит голкипер Денис Кулаков.

Денису Кулакову 27 лет, и для него этот клуб — последнее прибежище, его карьера футболиста заканчивается. Начав играть в профессиональном футболе в 15 лет, Денис путешествовал по Подмосковью из команды в команду. Раменский «Сатурн», реутовский «Титан», «Фортуна» Мытищ, щелковский «Спартак», серпуховская «Звезда». А в прошлом году его перекупил ФКЗТ. Перекупил — это, конечно, громко сказано. Зарплаты в клубе от 7 до 30 000 рублей. Премиальных за прошлый год не выплачивали. Ну а какие премиальные, если только 2 победы в 35 матчах начала сезона? 
 
Несмотря на большое количество команд, Денис играл на поле немного — ломал то руки, то ноги перед началом сезона и сидел в дубле.

В детстве, когда Дениса отобрали в спортивный класс, Денису казалось, что вот его шанс — стать футболистом, вырваться из маленького города, попасть в «Милан», играть за европейские клубы, но «немножко потом жизнь сложилась иначе».

Я ничего не понимаю в футболе, поэтому мой интерес к этой команде лежит в сфере фантазий о спортивных драмах и победе желания над умением. «А вы когда-нибудь мечтаете, что все изменится, как в кино: неудачи, неудачи, а потом, раз — и Высшая лига и совершенно другая игра?» «Ну как, когда сплю — мечтаю, да, во сне. В реальности опять же все зависит от каждого человека. По крайней мере в Бога я верую, и я считаю, что если я действительно выкладываюсь, то, может быть, Бог вознаградит как-то. Если нет, значит, я недостаточно выложился, недостаточно работал. Я придерживаюсь такой политики». 
 
Я спрашиваю про будущие матчи — Денис говорит, что очень бы хотел поиграть в конце сезона и, чем черт не шутит, «может, и в первой лиге успеть поиграть», но выпустят ли его на поле, решит тренер.

«Ну а что же ты интервью тогда даешь!» — смеется тренер, в том смысле, что выпустит.
«Ты не едешь, у нас есть посильнее. Я говорю: а кто посильнее? Они говорят: у нас есть. Вот и все, что мне сказали»
Молодая звезда клуба, капитан команды, 21-летний красавец Диего Малания уже тоже успел разочароваться в футбольных чудесах. Закончив московскую школу «Спартака», он почти попал в пермский «Амкар». Съездил на сборы, все было на мази, а перед самым отъездом на финальные сборы ему позвонили и сказали: «Ты не едешь, у нас есть посильнее. Я говорю: а кто посильнее? Они говорят: у нас есть. Вот и все, что мне сказали». И осталось у Диего 2 предложения: играть за барнаульский «Динамо» и за ФКЗТ. «И я решил начать, скажем так, с самых низов».

Диего Малания
Нападающий Диего Малания

Третий предоставленный для интервью игрок — новое приобретение нового тренера клуба. Он же — самый старый игрок в команде, Алексей Николаев, ему 34 года, и последние 7 лет он вообще не играл в футбол. А на вопрос, что делал, отвечает: «Секрет» — с таким выражением лица, что сразу начинаешь вспоминать статьи, по которым дают 7 лет.

Кроме этого, его история похожа на две предыдущие и, видимо, на тысячи других историй других игроков других футбольных клубов. 
 
Алексей Николаев закончил футбольную школу «Торпедо» в Москве, а дальше — «был на просмотрах везде, звали и в «Сатурн», и в «Торпедо», но по своей глупости никуда не попал. Ну, гулянки, девчонки… Относился несерьезно. Приходил в разобранном состоянии, плохо отыгрывал, лишний вес набирал. А сейчас я понимаю, что все, поезд ушел». «То есть это ваш последний звездный шанс?» — «Не звездный, но как бы да, хочется, конечно, поднять «Орехово». 
 
Когда я спрашиваю Николаева о самом любимом фильме о спорте, он называет «Вижу поле», документальный фильм про великого советского футболиста Эдуарда Стрельцова, отсидевшего 5 лет по недоказанному обвинению в изнасиловании — он вышел, через 2 года вернулся в команду и помог «Торпедо» выиграть чемпионат и Кубок СССР.

Про свое появление в команде Николаев говорит просто: «С тренером, Дураковым, мы вместе росли. Вот из-за этого я и пришел. Так особого желания не было, но попросили».
«Знамя труда» всегда с тобой
и в холод, и в дождь проливной,
ведь поклоняются тебе
все в нашем славном городке»
  Все это было бы совсем безнадежно, если бы у этого клуба не было истории. Футбольный клуб «Знамя труда» — старейший клуб России. Он был основан в 1909 году английскими рабочими Морозовской мануфактуры и назывался клуб спорта «Орехово», хотя есть мнение, что команда участвовала в матчах еще с 1888 года. В течение четырех лет, с 1910-го по 1913-й, команда станови­лась чемпионом Москвы и делегировала игроков в сборную Российской империи. 
 
И можно считать, на этом звездный период команды закончился. За последующие сто лет главным их достиже­нием стал выход в финал Кубка СССР в 1962 году, где они проиграли донецкому «Шахтеру».

Дважды за свою историю команда «Знамя труда» попадала в первую лигу — в 1993 и 1998 годах, — но в конце сезона неизменно вылетала обратно. 
 
В 2003-м команда вылетела и из второго дивизиона, лишившись звания профессиональной, и вернула его только в 2007 году.

В последнем сезоне они сменили трех тренеров и делили шансы на вылет из профессиональной лиги с командой Вышнего Волочка.

В истории ФКЗТ есть и своя трагедия — в мае 2004 года по дороге на матч в автокатастрофе разбился автобус с главным тренером, генеральным директором, еще тремя работниками клуба и четырьмя футболистами. Более того, в автобусе находился сын одного из погибших футболистов, Александра Тынянова, — сын выжил и теперь сам играет за Орехово-Зуево.

Неофициальный пресс-секретарь ­клуба, он же глава фан-клуба, Роман Романов, или, как он сам представляется, Роман Романович Романов, слегка удивился, что первым вопросом стал вопрос о кричалках, уточнил, что фан-сектор у команды довольно маленький, от силы набирается 7 человек с шарфами, а потом запел:

«Знамя труда» всегда с тобой
и в холод, и в дождь проливной,
ведь поклоняются тебе
все в нашем славном городке
оле-оле
оле-оле
оле-оле-оле-оле
ола-ола
ола-ола
поддержим наш «Знамя труда»!

Роман Романович Романов и хотел когда-то стать официальным пресс-атташе, но на такую должность у клуба просто не было и нет денег, да и зал для пресс-конференций у них — обычная комната метров семи с двумя диванами и четырьмя стульями. Зато кричалки великие: 
 
Лучше клуба в Подмосковье
Не найдешь ты, не ищи,
Самый старый клуб в России —
Ну конечно, это мы.
Все пришли на стадионы
Нашу команду поддержать.
При такой крутой поддержке
Она стремится побеждать.
Отгадать название наше
Не составит вам труда:
Называется команда (пауза)
«Знамя труда»!
«Знамя труда»!
«Знамя труда»!


Но даже на такой зарплате Орехово-Зуеву удалось взрастить звезду
По мнению Романа Романова, сейчас у команды один из самых черных периодов. «Что будет дальше — неизвестно, потому что Российский футбольный союз, к которому мы относимся, все ужесточает и ужесточает требования. Если раньше сертификация стадионов стоила 50–70 тысяч рублей, что для нас тоже большие деньги, то сейчас все выросло до 300–400 тысяч. То есть суммы огромные, теперь требуется увеличить штат, необходимы и врачи, и массажисты, и пресс-атташе. У нас кто может — совмещает, конечно, но на маленькую зарплату желающих работать мало. Нас в угол уже загнали, и мы из последних сил стараемся удержаться. Именно удержаться, не то что даже подняться высоко. Мы не знаем, что будет с нами дальше, и боимся», — говорит Елена Ермолаева, заместитель генерального директора по учебно-воспитательной работе ФКЗТ. «Считается, что футбол— это очень богатый вид спорта: все деньги утекают у нас туда, люди получают большие зарплаты, там миллионы, как говорят, вертятся. Заработная плата у наших игроков не то что не высока, а у некоторых прямо копейки — 7 000 рублей. Но ребята тратят свое здоровье, и на наши условия пригласить хорошего спортсмена и предложить ему зарплату, допустим, в 10–15 тысяч — это просто смешно. Потому что в других клубах заработная плата составляет и 50 тысяч, и 80, и выше».

Но даже на такой зарплате Орехово-Зуеву удалось взрастить звезду. В 2010 году ФКЗТ взял в Мордовии в аренду вратаря Евгения Фролова. В Мордовии он сидел в запасе, получал огромную по сравнению со «Знаменем труда» зарплату, но не имел никакой игровой практики. Ради игровой практики он и пришел в «Знамя труда» за 15 000 рублей. И через полсезона его сначала пригласили в московское «Торпедо», которое в первой лиге, а теперь он основной вратарь молодежного состава футбольного клуба «Динамо» (Москва). Не так давно Фролов приезжал и привез в знак благодарности за хороший старт мячи и вратарские перчатки.

Автобус ФКЗТ
Автобус, в котором в 2004 году в автокатастрофе погибло 8 членов ФКЗТ

«То есть даже в таких условиях при грамотной и слаженной работе всех членов клуба и руководства, и тренерского состава, и главное, профессионализма и компетенции можно найти хорошего игрока и на такую зарплату. Есть ведь энтузиасты», — говорит Ермолаева. 
 
Один из таких энтузиастов — 34-летний Алексей Смирнов, четвертый по счету тренер команды «Знамя труда» в этом сезоне. Он пришел в январе этого года. Первый тренер ушел до начала сезона из-за денег, второй ушел после первой тренировки из-за денег, третий получал больше всех денег (26 тысяч рублей) и после 33 проигранных матчей из тридцати пяти его перекупила команда из Нижнего Новгорода на большие деньги.

Алексей Смирнов только что получил тренерскую лицензию в профессиональном футболе, и его сразу пригласили в «Знамя труда». Бывший защитник Алексей Смирнов — долговязый и довольно обаятельный. Его обаяние отчасти похоже на обаяние торговца на рынке, который пытается объяснить тебе, что груши надо покупать именно у него. Он говорит: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Конечно, я могу сказать, что у меня мечта тренировать «Барселону». Но давайте исходить из реальности. Сейчас задача — не вылететь, а потом уже создать команду, которая будет не бороться за выживание и постоянно смотреть в турнирной таблице вниз, подпирает нас кто-то или нет, а чтобы эта команда смотрела наверх». «А ресурс есть для этого?» — «2011 год ребята отыграли без премиальных. Их не было не из-за того, что они мало выигрывали, а из-за того, что их просто не было в бюджете. Сейчас мы пришли, изыскали средства. Есть люди, которые нам помогают, — футбольный клуб сотрудников прокуратуры. Там собраны юристы, бывшие прокуроры, то есть люди достаточно состоятельные как в житейском, так и в финансовом плане, не зависящие ни от кого. Они нам оказывают помощь. Пусть они будут маленькие для начала на этот период, но хоть какие-то премиальные у нас будут. Потому что это нонсенс в профессиональном футболе, когда футболист выходит и не знает, за что он играет. Плюс ребятам были приобретены витамины, будем их подкармливать».

«Получается, что резерв-то есть, но он сидит очень глубоко в футболистах. Достать его оттуда — это самое тяжелое».
С начала января Смирнов со своим старым другом и напарником, тренером Дураковым, уволили из команды 7 человек и взяли новых, в том числе своего старого друга Алексея Николаева. Николаев был взят на роль лидера, в котором команда, по мнению тренера, очень нуждается. Потому что самая главная проблема, с которой Смирнов собирается бороться в команде — проблема психологическая: «В один момент, когда у нас пошли неудачи в товарищеских матчах, мы заметили такую картину, что, пропустив два мяча в свои ворота, вдруг ни с того ни с сего у нас начинаются отличные движения, мы перехватываем инициативу и начинаем вести игру. Мы стали анализировать — почему так происходит? И пришли к выводу, что люди просто попадают, пропустив два мяча, в комфортную для себя ситуацию. Включают морально-волевые качества, появляется огонь в глазах. Получается, что резерв-то есть, но он сидит очень глубоко в футболистах. Достать его оттуда — это самое тяжелое».

«А вы чувствуете поддержку болельщиков?» — «Пока была зима — трибуны были не очищены, не было никаких болельщиков. Но я очень надеюсь эту поддержку ощутить и увидеть, что болельщики и команда составляют единое целое».

Матч Знамя Труда - Волга Тверь
На поле после перерыва выходит Диего Малания, а за ним и вся остальная команда «Знамя Труда»

Вход на стадион «Знамя труда» стоит 50 рублей для взрослых и 20 — для детей. И тех и других на стадионе примерно поровну — всего человек пятьдесят. И еще 6 фанатов «Волги» (Тверь) в отдельном гостевом фанатском секторе, охраняемом 6 милиционерами, чтобы тех не побили. Впрочем, бить их никто и не собирается — на стадионе царит дружественная расслабленная атмосфера: газетки на скамейках, семечки, пиво и мороженое. В перерывах играют песни «Бухгалтер», «Группа крови» и «Осень», а любое сообщение в громкоговоритель начинается со слов: «Дорогие любители футбола…»

К домашнему матчу с «Волгой» (Тверь) ФКЗТ уже проиграл два выездных матча и сравнялся в таблице со своим главным соперником, «Волочанином–Ратмиром». Может, поэтому, а может, и просто — но на матч «Знамя труда» — «Волга» (Тверь) Роман Романов, глава фан-клуба, не приехал, а пошел смотреть матч Спартак — Динамо в Москве.

Удобно расположившиеся с пивом четыре пузатых мужика, явно еще несколько лет назад гонявшие этих самых футболистов за пивом, — единственная группа с фанатской символикой, да и вообще единственные громкие бо­лельщики на стадионы.

«Нам хоть состав объявят?» — закричал один из них через 5 минут после начала матча. «Да зачем, мы же их всех в лицо знаем», — так же громко прокричал второй. И началось. Следить за четырьмя фанатами оказалось намного интереснее, чем за игрой. «Вы-ы-ынос!» — кричал третий. «Че вынос?! Мяч не у него», — кричал ему в ответ четвертый.

«Че ты орешь?!» — кричали они, когда тренер Смирнов гораздо тише выкрикивал указания команде: «Че ты орешь,
б…дь, иди на поле».

На поле в это же время происходило то самое, за что многие не могут смотреть футбол. Игроки бегали туда-сюда, передачи уходили в никуда, игроки пытались играть головами, но бессмысленно подпрыгивали в небо. В середине первого тайма «Волга» забила «Знамени труда» гол, но судья на линии поднял флажок, и гол не засчитали из-за офсайда. Тренер Смирнов заметно нервничал, и когда кто-нибудь из ФКЗТ подбегал к воротам противника, кричал ему: «Ле-е-ех, забей, а».


В российском современном кино практически нет спортивных драм. Никто не знает, что должен проделать российский спортсмен, чтобы преодолеть себя
В американских спортивных драмах команда-лузер начинает выигрывать, когда преодолевает неверие в себя. Силы открываются у спортсменов, когда они начинают верить в то, что эти силы у них есть. Азиатские спортивные драмы строятся на умении спортсмена открыть и выпустить наружу внутренние силы (иногда даже чудесные, как в «Убойном футболе»). В российском современном кино практически нет спортивных драм. Никто не знает, что должен проделать российский спортсмен, чтобы преодолеть себя. БГ придерживается теории, что российскому спортсмену нужно, чтобы его победа хоть кому-нибудь была нужна. Возможно, этим кем-то и оказался корреспондент БГ — самый бесполезный в смысле спортивного репортажа человек, не отличающий пенальти от офсайда, а офсайд — от офшора.

Но и его присутствия оказалось доста­точно, чтобы произошло чудо. Во втором тайме с пенальти Диего Малания забил победный гол в ворота «Волги» (Тверь). А спустя три дня у команды «Волочанин– Ратмир» «Знамя труда» выиграла со счетом 2:0. И не так-то и важно, что первый гол «Волочанин–Ратмир» забил в свои ворота сам.

Впереди у «Знамени труда» в этом сезоне 5 матчей. И чтобы поддержать ставшую уже для БГ родной команду, мы публикуем последнюю и самую короткую кричалку футбольного клуба «Знамя труда»:

Фэказэтэ,
трэ-тэ-тэ,
трэ-тэ-тэ!
Фэказэтэ,
трэ-тэ-тэ!
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter