Атлас
Войти  

Также по теме

Далекоидущие выводы

Ненависть к поиску по блогам

  • 1944


Иллюстрация: Маша Краснова-Шабаева

Финансовый аналитик, нижегородский веб-дизайнер, игрок сборной России по волейболу, пресс-секретарь мэра Владивостока. Я слежу за этими мужчинами уже не первый год. Скорее не слежу, а натыкаюсь, но с завидной периодичностью. Парень из Нижнего, например, за эти годы из молодого сетевого дизайнера, похоже, превратился у себя в городе в важного медиадеятеля. Аналитик перешел года два назад из НИКойла в Уралсиб, но в последнее время что-то его давно не видно. Самый крутой из них — это волейболист. Его часто назначают капитаном нашей сборной — и вообще все самые большие надежды обычно возлагают именно на него. И вот им я горжусь. Зовут его Алексей Казаков — как и всех нас. Мы все Алексеи Казаковы. И я периодически натыкаюсь на них, когда ввожу свое имя в строку интернет-поиска. Это, похоже, у меня профессиональное, журналисты ведь все существа невероятно тщеславные, поиском себя в сети не занимаются в нашем цехе разве что только Андреи Петровы.

Честно говоря, я до сих пор не решил, как мне относиться к Алексеям Казаковым. Они кто? Конкуренты, тоже претендующие на это словосочетание в поисковой строке и мешающие точно анализировать ситуацию. Или скорее братья, заслоняющие меня своими телами от недоброжелателей, скрывающие от посторонних глаз мою кредитную историю.

Чаще они все-таки раздражают, особенно когда очередного Алексея Казакова сняли в крошечной роли в «Ночном дозоре» — и после этого все результаты поиска безнадежно захламлены тысячами ссылок с титрами этого фильма, так что искать себя в интернете становится ужасно муторно.

Ситуация кардинально изменилась этой весной, когда на «Яндексе» заработал поиск по блогам. Теперь гораздо легче отделять зерна от плевел, а себя — от своих однофамильцев. Теперь на тебя уже не обрушиваются сотни тысяч бессмысленных ссылок, заказов со склада. Теперь гораздо легче выполнить цель — узнать, что про тебя говорят другие люди. Теперь я почти перестал видеться со своими однофамильцами и при этом почти не вылезаю из этого сервиса. Это абсолютно завораживающее занятие — подслушивать чужую болтовню и выуживать из миллионов голосов то, что говорят о тебе, твоих коллегах, твоем журнале, твоей рекламной кампании, твоей статье в прошлом номере, твоих студенческих годах и твоих конкурентах. Но все это невероятно радует и заставляет трепетать от осознания, что научно-фантастическое будущее подступило, лишь до тех пор, пока не обнаруживаешь, что этой машинкой начали пользоваться все вокруг. И главное — на основе ее результатов начинают делать выводы.

Всего за несколько месяцев работы этого сервиса я вдруг почувствовал, что провалился в мир, в котором то и дело слышишь такие фразы: «Ваш водочный бренд, похоже, пока еще совсем не раскручен, его почти не упоминают в блогах»; «Вашу рекламную кампанию надо считать неудачной, вас почти не слышно, всего двенадцать ссылок в блогах»; «Этот журналист — главная звезда вашего журнала, посмотрите, какой у него индекс цитирования». В такие моменты хочется, чтобы будущее как можно дольше не наступало.

Блог-поиск — эта милая игрушка стремительно стала превращаться в главный и почти официальный инструмент социолога, этакий новый Gallup и «Левада-центр» одновременно, способный померить почти все. И вместе с этим новым инструментом обнаружилось, что кругом одни социологи, тысячи новых социологов. На этот инструмент начали ссылаться рекламные агентства, кинопродюсеры, политтехнологи, маркетологи, бренд-менеджеры, издатели и работники администрации президента. То есть практически все, кто имеет хоть какое-нибудь касательство к общественному мнению. Все — за исключением профессиональных социологов. «Если к тебе придет социолог, который начнет строить какие-то далекоидущие выводы на замерах по блог-поиску, гони такого в шею, — сказал мне приятель, светило социологической мысли. — Я не знаю никого из моих коллег, кому бы пришло в голову пытаться на основе цитирования в блогах делать серьезные построения».

Когда-то в стародавние времена, еще в прошлом веке, в редакции печатных изданий приходили письма читателей. Получать их всегда было невероятно приятно, но при этом никто никогда и не думал о том, чтобы на основе этих писем делать какие-то серьезные выводы. Все отдавали себе отчет, что это такая отдельная и очень специальная группа читателей — люди, пишущие письма в газету. Среди них высок процент настоящих сумасшедших, поэтому — никаких обобщений.

Это же правило долгое время действовало и по отношению к участникам интернет-форумов. Их тоже было принято считать людьми, мягко говоря, специфическими и поэтому также не пригодными для обобщений и экстраполяций.

Сейчас заявлять подобное — это как минимум опасно: оскорбится большая половина друзей и знакомых, ведущих свои дневники в интернете. Но ставить между блогосферой и атмосферой знак равенства и считать, что одно есть довольно точное отражение другого, — это так глупо и неправильно. По крайней мере хочется оттянуть тот момент, когда это действительно станет так.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter