- Это Мурано? – спрашивают специалисты, останавливаясь на выставках перед изделиями московской фирмы «Стеклодизайн».
Ошибаются они неспроста – до недавнего времени витражисты итальянского острова Мурано не знали себе равных и делали самые красивые изделия из стекла. Так могло продолжаться и дальше, если бы москвичу Григорию Давыдову однажды не попалась бы на глаза дверь с витражом.
Григорий Борисович к тому времени окончил МГИМО, факультет иностранной журналистики. После учебы проработал четыре года пресс-секретарем МИД СССР и еще пять лет – пресс-секретарем советского посольства в Aвстралии, в городе Сиднее.
По возвращении из командировки Давыдова сразу оформили специалистом по Великобритании в управлении «Вторая Европа» – это был новый шаг по одной из самых крутых карьерных лестниц. К недоумению коллег и близких, через две недели, в середине 1993 года, Давыдов уволился по собственному желанию и организовал свой бизнес.
Это было золотое время для начинаний, и Григорий Борисович использовал его с умом: он импортировал и продавал дорогие межкомнатные двери. Через четыре года дела пошли в гору, бизнес приносил хороший доход и расширялся. Вот только хозяина своего, беспокойного Давыдова, не радовал. Не денег хотелось молодому предпринимателю, а самостоятельности, реализации творческих амбиций, внутреннего роста и исключительности.
Тут-то и прислали ему дверь с витражом, в качестве образца. "Вот оно, – щелкнуло в голове Григория, – мое призвание". Расковыряв декоративное стекло отверткой, он увидел более примитивную технологию, чем ожидал. Витраж оказался цветной пленкой, наклеенной на оргстекло, а металлический переплет – самоклеющимся пластиковым профилем. Григорий Борисович быстро продал свою фирму, узнал адрес компании, по чьей лицензии был изготовлен витраж, и осенью 1997-го уехал в американский город Орандж.
Всего капитала хватило ровно на покупку бизнеса по системе франчайзинга. Приобретение включало: технологии, брэнд, методику ведения дела, материалы, инструмент и основные навыки (недельные курсы) – так называемый стартовый пакет. По правилам этот пакет должен был отправиться в Россию морем, но у Григория не было сил ждать так долго.
- Я поехал в ближайший супермаркет, купил четыре самых больших чемодана, упаковал в них самое необходимое и отправился в аэропорт, – рассказывает Давыдов. – Под моими чемоданами трещали рессоры минивэна Додж.
В России начинающий витражист арендовал помещение, взял на работу одного художника и двух девочек-мастериц, зарегистрировал фирму "SGO-дизайн" и приступил к работе.
Скоро стало понятно, что известная во всем мире аббревиатура SGO ничего не говорила сердцу русского покупателя, и название пришлось сменить на более понятное «Стеклодизайн».
Беспокоили и кадры – сильная текучка. Даже для пленочных витражей подобрать подходящих людей не удавалось. Либо человек чувствовал цвет, но оказывался неаккуратным, либо наоборот. Большую часть работы директор тогда делал сам.
- Вначале я занимался только пленочными витражами – имитациями настоящих,- говорит Григорий Борисович. – Пленочный витраж имеет свои преимущества – он клеится на стеклопакет, хорош для подвесных потолков, потому что легок, его заказывают для общественных зданий как самый безопасный. Но мне хотелось большего.
Звонили в «Стеклодизайн» архитекторы и оформители с вопросом: делаете ли классические витражи, пескоструйные, витражи из спеченного стекла? Приходилось отвечать им – нет, и это расстраивало. Профессиональный рост подтолкнул кризис 1998-го.
К моменту кризиса фирма работала десять месяцев и тратила все доходы на дополнительное оборудование и расширение помещений – свободных денег не было. После дефолта многие клиенты отказались от готовых заказов и оставили пропадать 50 процентов предоплаты – не до того было.
Еле-еле справившись с ситуацией, Давыдов стал брать все заказы вне зависимости от их сложности. Первым делом освоил классическую технологию – витраж собирается из кусочков цветного стекла на сварной свинцово-латунный профиль. Потом пескоструйный витраж, похожий на замерзшее стекло, по которому идет прозрачный рисунок. Потом фацеты – классический витраж из ограненного стекла: для этого потребовалось выучиться ювелирной точности в подгонке.
Кризис миновал. По бразильской системе Григорий Борисович освоил несколько новых технологий, подобрал и обучил персонал, приобрел постоянных клиентов среди дизайнеров, архитекторов и мебельных фабрик.
По характеру максималист, Давыдов уже не просто делал витражи, а сознательно создавал лучшее в своей области предприятие.
Последней осваивали технику спекания стекла, когда витраж не имеет металлического каркаса, а представляет собой цельное стеклянное полотно. С помощью спекания можно делать не только двери, окна, межкомнатные перегородки и покрытия для стен, но и плафоны, пепельницы, посуду.
- Возможности работы со стеклом, – говорит Григорий Давыдов, – безграничны и определяются только мерой фантазии художника. При помощи техники спекания можно создать даже «Тайную вечерю» на стекле – вопрос, сколько это будет стоить.
Если сравнивать авторские работы из мастерских «Стеклодизайна» с витражами с острова Мурано, то стоят они столько же, сколько муранские серийные. Если же ни с чем не сравнивать, то квадратный метр витража, в зависимости от техники и сложности рисунка, стоит от ста до полутора тысяч долларов. Изготавливается сложный витраж от нескольких недель до нескольких месяцев.
На одной из последних выставок «Aрхитектура и дизайн» к Григорию Борисовичу подошли три маленькие девочки и спросили, где можно научиться делать витражи. К сожалению, господин Давыдов ответить ничего не смог – научиться работать со стеклом у нас негде. В мастерских царят средневековые цеховые порядки – надо устроится уборщиком или подмастерьем, год подавать инструменты, а после работы паять стеклянные пепельницы из обрезков. Тот, кто одарен от Бога, чувствует материал, цвет и стекло, через четыре-пять лет станет настоящим мастером.
В будущем Григорий Борисович Давыдов хочет перейти от интерьерного витража к архитектурному, то есть делать фасады зданий и архитектурные ансамбли из витражей. Есть у него и другая мысль – запустить производство серийных витражей, а самому заняться только авторскими работами.
Те девочки с выставки заставили Давыдова задуматься о вечном. Ему уже сорок лет, а он еще не оставил никакого следа в истории. Может быть, школа дизайна стекла и музей – это то, что надо...