Многие горожане не представляют себе полноценной дачной жизни без автомобильного прицепа, в просторечии ласково именуемого тележкой. Сейчас в продаже их великое множество, но самыми распространенными остаются по-прежнему прицепы из Мытищ (с маркой "ММЗ"), Кургана ("КМЗ") и подмосковные тонары.
Выбирая прицеп, нужно учесть возлагаемые на него задачи, возможности вашего автомобиля, выступающего в роли тягача, и наличие соответствующей категории (Е) в ваших водительских правах, если грузоподъемность приглянувшейся тележки превышает 750 килограммов.
Если вы собрались покупать прицеп для небольших и относительно редких перевозок рассады на дачу и пары мешков картошки в обратном направлении, то вполне подойдут прицепы Вятского завода "ВМЗ-8291" грузоподъемностью до 150-200 кг. Эти тележки компактны, не слишком затрудняют управление машиной, и их легко пристроить даже в "ракушку", не потеснив машины. Единственный минус - колеса у "ВМЗ-8291" очень маленькие и непрочные, хотя для таких автомобилей, как "Ока" или "ДЭУ-Тико" это единственный допустимый по техническим характеристикам вариант. Да и стоят такие модели не очень дорого - от 380 до 450 долларов.
Для перевозок более частых и тяжеловесных лучше купить прицеп грузоподъемностью не менее 300 кг, например, "Тонар-86101", "КМЗ-8284" или "ММЗ-88024". Они, конечно, дороже - новые стоят от 420 до 550 долларов (подержанный можно найти и за 250-300). Грузоподъемность у них практически одинаковая, и различаются они лишь конструкциями подвески, бортов и дышла. Если вы собираетесь возить длинномерные грузы (доски, например), то следует остановиться на прицепе с откидывающимися передним и задним бортами и длинным (или составным) дышлом. При этом надо учитывать, что чем оно длиннее, тем более широкую полосу будет занимать ваш автопоезд в повороте.
Колеса на таких прицепах «жигулевские», реже - «москвичевские» (13 дюймов с пятью отверстиями под болты). Ездить с такими прицепами можно, имея обыкновенные права категории В.
Для частых поездок с большим грузом лучше всего приобрести длинные четырехколесные тонары или прицепы Серпуховского завода. Они, кстати, оборудованы инерционными, так называемыми «накатными» тормозами, которые автоматически срабатывают при торможении автомобиля-тягача. Большой двухосный "Тонар-83101" стоит у производителя около 1000 долларов, а в городских магазинах чуть дороже. Но для управления такими двухостными прицепами нужны права категории Е.
Часть прицепов изготовлена из оцинкованной стали, другие - просто покрашены. Оцинкованные значительно долговечнее, да и выглядят посимпатичнее, правда, дороже процентов на 15-20. У некоторых прицепов днище грузовой площадки сделано из толстой бакелитовой фанеры, которая также очень прочна и долговечна, к тому же, в отличие от металла, практически не деформируется.
И последнее: как бы ни хотелось вам купить здоровенный трейлер и возить на нем десятитонную яхту, посмотрите в паспорт вашей машины. Там есть графа: полная масса буксируемого прицепа. Для большинства отечественных и импортных легковушек она не превышает 500 кг для прицепа, не оборудованного тормозами, и 750 кг - для тележки с тормозами.
Дмитрий Зыков