Атлас
Войти  

Также по теме

Пациенты против санитарок. Что происходит в московских больницах

Родители онкобольных детей, находящихся на лечении в Российском научном центре рентгенорадиологии (РНЦРР), готовят жалобу в прокуратуру о нарушениях. По словам родителей, медсестры заставляли их мыть полы не только в палатах, но и в коридорах и процедурных кабинетах больницы, не кормили, не предоставляли отдельного спального места, вымогали деньги, угрожали навредить детям, если родители решат пожаловаться главврачу; а в минувшую пятницу заперли родителей вместе с детьми в отделении и удерживали там силой

  • 20099
Больница

— Отдельная кровать для мамы или папы больного ребенка стоит 2 100 рублей в день, хотя это обязаны предоставить нам бесплатно. Мы должны мыть полы в палатах и коридорах, делать генеральную уборку во всем отделении, включая процедурный кабинет, — рассказывает Надежда Балашова, одна из двух мам, решивших обратиться в прокуратуру. — Санитарные условия здесь ужасные. В процедурном кабинете сестра была с наманикюренными пальцами, без перчаток, с перстнями, распущенными волосами и распахнутым халатом — так она готовилась делать уколы. Когда я предложила надеть стерильные перчатки, медсестра ответила, что в них она не чувствует иглу и может с первого раза не попасть в вену. Когда я предложила сестре продезинфицировать руки и надеть одну пару перчаток вместо двух положенных, получила ответ: «Хотите по правилам? Будут вам правила». И нам вообще запретили появляться в процедурном кабинете вместе с детьми. А еще начали запугивать.

— Мне прямым текстом говорили: не боитесь за своих детей? — говорит другая мама, Светлана Ткачева.

В минувшую пятницу родители решили пойти на встречу с заместителем главврача Ириной Дементьевой, чтобы пожаловаться на систематические нарушения прав и обсудить свое положение, однако выход из отделения оказался заблокирован. По словам Надежды, медсестры выкрутили кнопку, открывающую дверь в отделение, и ограничили доступ к пункту управления дверями, чтобы родители не смогли самостоятельно открыть их изнутри. Правда, ни одна из мам не вызвала полицию. И хотя решено писать письмо в прокуратуру, оно тоже до сих пор не составлено. О творящихся беспорядках в пятницу были готовы рассказать четыре мамы, в воскресенье их осталось двое. Родители уверены, что жаловаться бесполезно, однако на всякий случай тайком записывают на телефон беседы с медперсоналом.

Ситуация, в которой оказались мамы в Институте радиологии, не уникальная. Похожие истории происходят во многих больницах по всей России, и практически все пациенты реагируют одинаково: предпочитают не возмущаться и не качать права, а «долежать неделю, выписаться и забыть». Около года назад большой резонанс вызвал рассказ мужчины, который зафиксировал, в каких условиях находятся в больнице его жена и ребенок. Рунет отреагировал валом комментариев, общий смысл которых сводится к тому, что эта проблема повсеместная. И ни у кого нет претензий к врачам, все недовольство вызвано работой младшего персонала, многие сетуют на общий развал отрасли: дескать, у больниц нет денег и нет возможности закупать лекарства и нанимать людей. Пьянство, хамство, развязность — это далеко не полный перечень того, что возмущает родителей. Особенно тяжело приходится тем, кто приехал в больницы из регионов и оказался в тотальной зависимости от работников больниц и полном информационном вакууме: они не знают, куда пожаловаться; им некого попросить принести пеленки, мази, еду; они не понимают, какие права у них есть. По словам Надежды Балашовой, в Институте радиологии медперсонал, например, нарушает правила, прописанные в уставе РНЦРР: в больнице, как в режимном объекте, есть ограничение посещений. Официально вход закрывается в 19.00, однако родственникам запрещено приходить позже 16.30.

«Если я не успеваю сходить в магазин до этого времени, меня просто не пускают обратно и грозят выписать за нарушение режима», — говорит Надежда. Бывшие пациенты РНЦРР рассказывают о том, что медсестры злоупотребляли алкоголем. «Бывало, что я не могла разбудить пьяную медсестру, чтобы сделать ребенку необходимые процедуры», — говорит Светлана Овчарова. Ей вторит Арман Насибян, отец бывшей пациентки отделения радиологии: «С нами лежала девочка Аня, однажды ночью у нее начались судороги. Мы не могли медсестру привести в чувство, чтобы вызвать врачей, — она была настолько пьяна». «Был случай, — продолжает Насибян, — когда ребенок в обморок упал, а нам ответили: «Да вы не переживайте, сейчас очнется». И все время с нами разговаривают в приказном порядке: иди мой то, делай это. Они все время недовольны, разговаривают с угрожающими интонациями».

Заведующая отделением Елена Аббасова и старшая медсестра Людмила не комментируют ситуацию, а главврач больницы и его заместитель вовсе не отвечают на звонки.

«Очевидно, что люди, выполняющие административные функции в этой больнице, не исполняют своих прямых должностных обязанностей. — комментирует ситуацию медицинский юрист Полина Ушакова. — 51-я статья закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» обеспечивает право одному из родителей или опекуну находиться рядом с ребенком весь период стационарного лечения вне зависимости от возраста ребенка. Плата за койко-место и питание однозначно не взимается со всех родителей, чьи дети младше четырех лет. Если дети старше, то плата не может взиматься с родителей, чьи дети находятся в тяжелом состоянии».

На сегодняшний день ситуация в РНЦРР такова: только Надежда Балашова отказалась мыть полы в коридорах и процедурных, ее обвиняют в нарушении режима. Санитарки после скандала начали мыть коридоры.


Права пациентов

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», интересы пациента в приоритете при оказании медицинской помощи.

Это значит, что пациент имеет право на выбор врача и больницы; на лечение и реабилитацию в больницах в условиях, «соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям»; на получение консультаций врачей-специалистов; на облегчение боли; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медпомощи; на допуск адвоката для защиты своих прав; на получение информации о своих правах и обязанностях.


Если вам отказывают в обезболивающих

Любой гражданин, имеющий на руках обязательный полис медицинского страхования, имеет право на бесплатную первичную медико-санитарную, скорую, специализированную и паллиативную медпомощь. Это означает, что каждый может требовать и получать все необходимые таблетки и инъекции, лечебное питание и бесплатное спальное место.


Если не дают кровать

Любому родителю ребенка до четырех лет обязаны предоставить в больнице бесплатное спальное место. Под спальным местом подразумевается кровать, а не банкетка или составленные вместе стулья.

Если ребенок старше четырех, право родителя на кровать сохраняется при наличии «специальных показаний», в которые могут входить не только тяжесть заболевания, но и, например, приступы панической атаки, боязнь темноты, ночное мочеиспускание.


Если с вас требуют деньги

В законе четко прописано, что является платными услугами:
— сопровождение пациента медсестрой или врачом при транспортировке;
— дополнительные обследования и лекарства (узнать, сколько стоят предложенные врачом лекарства и процедуры, можно в своей страховой компании, телефонный номер которой указан на карточке ОМС);
— повышенный комфорт.

Клиники обязаны предоставить пациентам всю информацию о платных услугах, разъяснив, какие виды помощи можно получить бесплатно, а какие — за деньги. Этот прейскурант должен быть размещен на сайтах клиник или информационных стендах в самих больницах.


Обязанности врачей

Врачи обязаны соблюдать права граждан, они не могут отказать в медицинской помощи. Также медики должны обеспечивать уход, создать комфортные условия для пациентов, рационально использовать время пациента, соблюдать «этические и моральные нормы», хранить врачебную тайну, вести себя уважительно и гуманно. Это означает, что никто не имеет права общаться с вами бесцеремонно и по-хамски. Это нарушение, которое нужно фиксировать (например, записать разговор на мобильный телефон), а затем приложить это доказательство к жалобе.


Куда жаловаться

Эффективнее всего жаловаться сразу в Минздрав, где контроль за такими жалобами самый высокий. Отправлять жалобу лучше заказным письмом, но можно и через сайт.

Если не хотите раздувать скандал, то сначала нужно обратиться к заведующему отделением, после — к замглавврача по лечебной части или начальнику медицинской службы. Если вы видите, что ваши письма и требования игнорируют, пишите в Роспотребнадзор или Росздравнадзор. Затем — в Минздрав.

Работу врачей контролируют государственные органы — региональные и федеральные департаменты здравоохранения. Чиновники выносят предписания в случаях нарушений закона, привлекают провинившихся к ответственности, информируют прокуратуру или следователей о совершенных преступлениях, при необходимости проводят собственные экспертизы.

Контроль осуществляется на нескольких уровнях: государственном, ведомственном, внутреннем. Следовательно, и жаловаться можно по возрастающей, начав с клиники и закончив Министерством здравоохранения.

Контроль качества работы врачей и медработников проводится на основе стандарта, вступившего в силу 10 января 2013 года. В случае большого потока жалоб в Минздрав может быть аннулирована лицензия, выданная клинике, или назначена переаттестация лечебного заведения.


Как жаловаться

В жалобе необходимо указать:
— куда направляется жалоба (учреждение);
— 
кому направляется жалоба (ФИО и должность);
— 
от кого жалоба (ФИО и адрес прописки);
— 
текст жалобы — в свободной форме;
— 
адрес для ответа (фактический адрес проживания);
— 
дата, подпись.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter