Атлас
Войти  

Также по теме

Что делает место священным

Область сакрального это не просто одна из областей культуры; сакральное дает смысл человеческой жизни и отвечает на вопрос ″кто я такой″ или "кто мы такие". Автор The Guardian Давид Шариатмадари пытается нащупать ответ на вопрос, что делает пространство сакральным

  • 3957
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Согласно мусульманскому преданию, в год рождения пророка Мухаммеда, эфиопский правитель Абрахат попытался уничтожить мусльманскую святыню - Каабу, которая почиталась арабами и была местом их паломничеств.

Чтобы обратить арабов в свою веру, христианский правитель построил величественную церковь в Сане (Йемен). Однако его труды не увенчались успехом, и тогда он собрал армию и отправился в Мекку. Вместе с воинами он привел слона, который, как он надеялся, сможет разрушить Каабу. Силы были неравны, и единственная надежда арабов была на то, что Всевышний защитит это место.

Как пишет составитель жития пророка Муххамеда Ибн Исхак, когда Махмуд (так звали слона) направился в Мекку, один араб, бывший в плену у Абрахата, взял его за ухо и сказал: "Встань на колени, Махмуд, или возвращайся благополучно туда, откуда пришел. Ты находишься на священной земле Аллаха", - и слон встал на колени. Если его поворачивали в другом направлении, он бежал туда, но всякий раз, когда он становился лицом к Мекке, что бы с ним ни делали, он вставал на колени. Это произошло в 570 году, и этот год мусльмане назвали "Годом слона"

Еще до откровения Мухаммеда арабы почитали Мекку и построили там святилище, а Каабу считали центром мира. Это здание кубической формы, главное святилище мусульман по преданию было построено их прародителем - Ибрагимом. Именно в сторону Мекки мусульмане всегда будут обращать свои молитвы, уже следуя наставлению пророка Мухаммеда и поклоняясь Единому Богу.

Автор The Guardian Давид Шариатмадари в статье в онлайн-журнале Aeon пытается нащупать ответ на вопрос, что вообще делает пространство сакральным и как обычные строительные материалы - камень, кирпичи, цемент - впитывают в себя сверхъестественные силы, рождающие любовь, поклонение и готовность драться за святыню?

Определение святыни

Чаще всего "сакральное" понимают как особую сферу, неотделимую от противоположного ей профанного. Основатель современной социологии Эмиль Дюркгейм писал, что если пространство сакрально, его не должно касаться ничто профанное, так как оно не может прикоснуться к нему безнаказанно. Поэтому, например, в мечети нельзя ходить в обуви. При этом ничто не является профанным само по себе, так как профанное в какой-то момент может стать сакральным и остаться таковым, благодаря традиции. 


воспоминания о дорогих нам местах оказывают возбуждающее влияние на лимбическую систему нашего мозга

Согласно французскому антропологу Скотту Атрану, изучавшему мировоззрение религиозных экстремистов, область сакрального это не просто одна из областей культуры; сакральное дает смысл человеческой жизни и отвечает на вопрос "кто я такой" или "кто мы такие". Британский путешественник и писатель Колин Таброн видит в святых местах еще один смысл - они соединяют человека с прошлыми и будущими почитателями этих мест: "Человеку свойственно любить место, где обитал Бог. В таких местах, когда он молится, ходит по земле, прикасается к камням, он сразу же приобщается к Божественному, а святые места становятся, благодаря его порыву, еще более значимыми". Происходит приобщение не только к Богу, но и к тем, кто стоял, молился и поклонялся здесь до нас. 

Мозг и религия

Шариатмадари выделяет три фактора, влияющие на зарождение и почитание сакральных мест:

1. Личные ассоциации

У каждого из нас есть здания, в которых мы видим нечто особенное или которые значимы для нас. Они могут вызывать разные эмоции: ощущение спокойствия, радость или благоговение. Шариатмадари пишет, что воспоминания о дорогих нам местах оказывают возбуждающее влияние на лимбическую систему нашего мозга, где миндалина хранит автобиографические моменты из нашего прошлого, важные для нашей самоидентификации, которые наполняют нас чувством радости, страха или печали. Если воспоминания приятные, они будут способствовать выделению дофамина - нейромедиатора, связанного с ощущением вознаграждения. Именно поэтому в памятные места хочется возвращаться снова и снова.

2. Восприятие красоты

Специалисты новой науки нейроэстетики пишут, что мы изначально воспринимаем окружающие нас вещи как целостные объекты: мазки красок и архитектурные элементы в нашей голове соединяются в единое целое, создавая образ красоты. Кроме того, мы ценим симметрию, поскольку основные узнаваемые нами черты в симметричной архитектуре как бы продлеваются. Будь то индийская статуэтка или яркая картина Ван Гога, как только мы видим подобные симметричные черты, активность лимбической системы повышается и воздействует на вегетативную нервную систему, вызывая ощущения даже на физическом уровне. 

3. Ценности и ассоциации общества

Кроме общечеловеческого восприятия и личных ассоциаций, в каждом сообществе есть коллективные ассоциации, которые воплощаются в зданиях. Например, в Италии во время господства фашистской идеологии, были распространены архитектурные стили, отражавшие такие ценности как чистота, модернизм и дисциплина. Это могут быть не только религиозные символы (храмы или монастыри), но и здания, воплощающие ценности светского мировоззрения или политической идеологии. 

При этом воздействие гармоничного пространства на человека часто используется в политических целях. Нацистский режим в Германии создавал сакральные пространства в богатых, симметричных формах, которые привлекают и восхищают людей. В Советском Союзе также было принято строить огромные симметричные здания, отражающие силу и мощь государства. 


восстановление старых значимых мест, даже если они полностью уничтожены, помогает сохранить дух города

"Сакральное" как признак "человеческого"

В периоды, когда меняется мировоззрение или появляется новая идеология, старые сакральные пространства рушатся или делаются профанными, и создаются новые святыни. В Берлине Гитлер и Альберт Шибер перестраивали город в языческую столицу Тысячелетнего рейха, уничтожая старые святые места и заменяя их новыми архитектурными формами, воспевающими развитие промышленности и атеизм, такими же впечатляющими, как барочные дворцы и церкви, воплощавшие ценности монархии и христианства.

Точно так же новая идеология коммунизма предполагала уничтожение храмов и монастырей или обесценивание их сакральности, а также создание новых святых мест, соответствовавших новой политике. При этом, если идеология не менялась, а сакральные места разрушались из-за войн или катастроф, чаще всего их стремились восстановить или оставить память о них.

Например, в Варшаве после войны тщательно восстанавливали старый облик города. "Нам не нужен был новый город… Нам нужна была сегодняшняя Варшава и Варшава будущего, которая станет продолжением традиций прошлого", — говорил директор Национального музея на международной конференции в 1963 году. Таким образом, восстановление старых значимых мест, даже если они полностью уничтожены, помогает сохранить дух города, если новые здания будут похожи на старые.

Если религиозные сакральные места напоминают людям о вере, призвании и вечной жизни, то значение светских сакральных пространств более зыбко, однако и в секулярном мире люди не могут жить без сакрального. Оно продолжает воплощаться в материальных формах. Видимо, это еще одно отличие человека от животного: кроме места обитания, он создает святые места.

По мнению Атрана, святое место - это не только источник самоопределения личности или группы людей, но также основа любой культуры и долговечной цивилизации. Не важно, что делает их особенными - личные ассоциации, когнитивное искажение или коллективный символизм, - они хранят дух места, и это создает их неповторимое обаяние. 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter