Леонид Десятников, композитор
Эдуард Беляев
— Премьера собственной оперы в Большом — такое, должно быть, висконтиевское чувство: съедутся горностаи, диадемы, соболя!
—
— Чего они к вам так прицепились? Я слышал, что депутат, который требовал снять Сорокина с постановки в Большом, либретто не читал.
—
— И все?
— Ну еще «паскуда». Но,
— У вас действуют клоны композиторов: не избежали соблазна стилизовать их арии?
— Смотря что понимать под стилизацией. Есть масса разнообразных приемов, чтобы обозначить стиль того или иного композитора. Все зависело только от моей прихоти. Но пародии там нет абсолютно — это не из ведомства Регины Дубовицкой. Это как бы высокое искусство.
— Регина — моя любимая женщина на телевидении.
— Ну да, ну да. Но «Дети Розенталя» не из общедоступного искусства.
— А что, собственно, плохого в пародии? Конан Дойл писал пародии на Диккенса.
— Слово «пародия» имеет отчетливо негативный оттенок, хотя так было не всегда. Во времена Баха словом «пародия» называлось прямое цитирование, в том числе автоцитирование. В какой-нибудь музыковедческой книжке можно прочесть, что у Баха были пародии: допустим, он написал концерт, а потом дословно повторил эту музыку в другом сочинении. В этом не было никакого смеха, это был технический прием.
— Этот технический прием называется ушлость. Бах же писал за деньги. А у вас с Большим был контракт?
— Я не мог позволить себе начать писать оперу без контракта — это просто нелепо.
— Долго пишется опера?
— Я быстро написал.
— Вот-вот, давайте поподробнее.
— Я понял, вам интересно про деньги?
— Да, давайте про деньги.
— А мне вот не очень, потому что
— Они там помесячно платят или сразу?
— По этапам. Вот я заканчиваю так называемый клавир — это как графический эскиз, опера, изложенная для голосов и фортепиано, — получаю четверть. Потом — партитура для всех-всех инструментов. Выплачивается еще одна сумма. И так далее. Не волнуйтесь, театр рассчитался со мной.
— Это хорошо — честный театр!
— Театр честный и дико прозрачный, все в рублях. С этой стороны Госдума ни в коем случае не может иметь претензий.
— Как интересно! Одно дело — узнавать, на что жили Моцарт и Верди, по клочкам, из воспоминаний их современников, а другое — из первых рук.
— В основном я зарабатываю в кинематографе. У меня относительно высокие гонорары в кино. Еще я сотрудничаю со скрипачом Гидоном Кремером. Сделал ему множество транскрипций музыки Астора Пьяццоллы, некоторые из них довольно выдающиеся. Я написал для него несколько собственных сочинений, и они тоже были написаны под заказ. Одно сочинение заказал банк Credit Suisse, а другое — частная особа: богатая дама, большая поклонница Гидона. Последнее время все пишется по заказу, но не потому, что «Я пишу только по заказу!», а потому, что я работаю так медленно, что у меня нет возможности писать бесплатно. Как сказал Стравинский, «композитор пишет не для денег, но он нуждается в них так же, как и остальные люди». Это когда его упрекали в том, что он много берет. Я к тому же и не много беру. Другой замечательный человек — Тим Рот — сказал: «Я так много снимаюсь, потому что я дешевка». А артистка Барбра Стрейзанд почти не снимается. Потому что никто не может заплатить ей тех гонораров, которых она якобы стоит.
— Интересно мнение композитора, востребованного Большим, о современной музыке.
— Неиссякаемым источником вдохновения для меня является та музыка, которую слышу по телевизору, в маршрутных такси и у частных извозчиков.
— И кто за последнее время особо отличился?
— А они отличаются только по именам. Это же, в сущности, софт-порно. Вот вы смотрите порновидео, да? Вы выделяете
— А я вообще не понимаю: вот кому это надо — софт-порно?
— Тут я с вами соглашусь. Ни то ни се — среднее между симфонией и рэпом.