Неожиданное повышение на работе может стать для человека стрессом, а также заставить его испытывать чувство вины. Такие результаты показало исследование ученых из Университета штата Огайо и Гарвардской школы бизнеса.
Ученые выяснили, что если карьерный рост человека — внезапный, то есть он не чувствует, что заслужил повышение, новая должность может стать для него тяжким бременем. Исследование было опубликовано в журнале Academy of Management Journal.
Как английский подвел японцев
Специалисты изучили опыт американских сотрудников, работавших в японской многомиллиардной компании, занимающейся высокими технологиями. Штаб-квартира компании находилась в Токио.
Изначально американцы не занимали в этой компании высокое положение. Однако, когда официальным языком компании стал английский, японцы, которые не говорили по-английски, стали чаще обращаться за помощью к американским коллегам. В целом американцы были довольны своим новым положением, но, тем не менее, в нем были и отрицательные стороны.
Английский стал официальным языком за год до начала исследования. Руководитель компании объявил, что за 2 года сотрудники компании должны продемонстрировать высокие знания английского языка, пройдя тест, иначе их понизят в должности. В момент этого объявления всего у 10% сотрудников компании были подходящие знания языка и около 5% работников были носителями.
Ученые взяли интервью у 90 американских сотрудников компании и узнали, как те воспринимают сложившуюся ситуацию. Американцы рассказали, что если раньше их положение было ниже, чем у японских коллег, и они не ожидали повышения, то теперь японцы, прежде чем отсылать служебные записки, всегда советуются с ними, чтобы они проверили грамотность сообщений.
Однако американцы понимали, что новое положение связано не с их продуктивностью или профессиональными достижениями, а с внешним изменением ситуации. Поэтому они ощущали нестабильность этого положения. Они знали, что этот статус им как бы подарили и легко могут его «забрать». Им не хватало ощущения контроля ситуации из-за того, что они не чувствовали, что положение принадлежит им по праву, по заслугам.
Ответы на интервью показали, что американцы также переживают за своих японских коллег и думают, каково было бы им самим, если бы официальным языком был бы назначен японский. Было видно, что американцы испытывают чувство вины за свое внезапное повышение в статусе. Они также пытались осмыслить положение японских коллег, найти в нем положительные стороны, как бы оправдывая себя. Так, например, в интервью американцы говорили о том, что, возможно, повышение уровня знания английского языка пригодится японцам в будущей карьере.
Что чувствовали дизайнеры Apple при Джобсе
Руководство повышает сотрудников не только по языковым, но и по другим причинам, не связанным с их эффективностью. Например, в компании Apple Стив Джобс в какой-то момент придавал больше значения дизайнерам, в некоторой степени принижая ценность инженеров.
Работа могла не меняться, однако дизайнеры чувствовали, что их ценят больше. Управляющие и руководители иногда повышают тех сотрудников, которые больше соответствуют складу характера самих руководителей. Однако важно, чтобы принимая решение, менеджеры думали и о том, как неожиданное повышение отразится на других сотрудниках.
Обычно люди считают, что если у человека высокий статус, то это положение стабильно и дает ему непреложные преимущества, однако данный случай показывает, что рабочий статус это не такое стабильное «приобретение», как кажется.
Кроме того, ученые показывают, что у повышения есть как положительные, так и отрицательные последствия, в том числе ощущение вины и неуверенности в своем будущем.