«Сити курьер» открылся в начале июня. Компания доставляет документы и грузы до 5 килограмм по всей Москве в пределах МКАД в день обращения и не более чем за 4 часа. Фиксированный тариф — 390 р., доставка с возвратом в точку отправления обойдется в 590 р. Чтобы воспользоваться услугами «Сити курьера», надо зарегистрироваться на сайте, за передвижением курьеров по городу можно следить с помощью специальной интерактивной карты.
БГ: Почему именно курьерская служба?
Николай Григорьев, директор по развитию: Все хорошо знают, как приезжают шмотки или какая-нибудь техника из интернет-магазинов, когда тебе говорят «дня через два с двенадцати до шести мы где-нибудь приедем». Сами курьеры тоже производят странное впечатление: один раз ко мне приезжала с обувью настоящая бабушка, и ее было откровенно жалко, а потом какие-то девицы, разодетые в стиле трэш-металл. Уровень услуг совершенно омерзительный. Люди не понимают, что, если мне нужно что-то в магазине, я не хочу ждать доставки два дня.
БГ: А как возникла идея с интерактивной картой?
Андрей Маркелов, арт-директор: Я с самого начала понимал, что нужно отталкиваться от геотехнологий. Сейчас в этой области такой бум, и нам захотелось придумать какое-то практическое применение. Можно было сделать какую-нибудь социальную сеть на карте, но успех таких проектов сложно прогнозировать — взлетит или не взлетит. Мы решили сделать что-то практичное, повседневное, наболевшее и в конце концов занялись логистическими услугами.
Арсений Вейцкин, управляющий стартап-инкубатором FGM Digital, инвестирующим в проект: Это почти беспроигрышная штука, потому что у нас в России извечная проблема — дураки и дороги. Так что со спросом проблем нет. Наш проект решает сразу обе проблемы. Проблему дорог решает хорошо налаженная логистика…
БГ: А проблему дураков?
Н.Г.: А чтобы избавиться от дураков, мы решили избавиться от всех сотрудников, кроме курьеров. Мы автоматизируем процессы, и по сути управление всей курьерской службой сейчас держится на двух людях: Геннадий — генеральный директор, а Варя отвечает за службу поддержки. Если у курьера возникли какие-то трудности, Варя ему по телефону всегда поможет.
«Вы можете позвонить курьеру и сказать: «Я вижу, ты мимо ГУМа проходишь, зайди, купи мне мороженое»
БГ: И как все это работает?
Н.Г.: У каждого курьера есть приложение. Так что для того, чтобы работать у нас, нужно иметь телефон на базе Android. Клиент указывает на сайте пункты отправления и получения — отмечает на карте точку А и точку В. Пишет аннотацию, свое имя, номер телефона и нажимает кнопку «Вызвать курьера». Информация попадает на сервер, который анализирует, кому из курьеров удобнее всего выполнить заказ, и отправляет уведомление на его номер. Как только курьер принимает заявку, клиент получает всю информацию — как зовут курьера, его фотографию, номер телефона. За передвижениями курьера можно следить по карте.
А.В.: Мы исключили посредника в виде логистической компании и напрямую соединяем курьера с клиентом. Вы можете позвонить курьеру и сказать: «Я вижу ты мимо ГУМА проходишь, зайди, купи мне мороженое».
БГ: Как оплачиваются услуги?
Н.Г.: В основном банковскими картами. Мы стараемся уйти от оплаты наличными. Сейчас тестируем pos-терминалы — это такой маленький модуль, который вставляется в телефон через разъем для наушников и позволяет проводить платежи карточкой. Когда мы с компаниями работаем, мы часто заключаем договор на постоплатной основе, они расплачиваются сразу за месяц.
БГ: А люди охотно идут к вам работать? Ведь доставка — это не самое престижное занятие.
А.В.: Да, сейчас считается, что пойти работать курьером — это все равно что расписаться в собственной несостоятельности. Во всяком случае, так было до нас. На самом деле, на некоторых этапах жизни это отличная работа. В институт поступил или не поступил, надо где-то перекантоваться, заработать денег, получить первый рабочий опыт.
Если ты студент, ты же занят все время, можешь включить приложение и поработать. Это же очень удобно: «А, пара закончилась, пойду на кино денег заработаю».
Н.Г.: Когда я в институте учился, то не мог никуда устроиться работать, потому что везде достаточно жесткий график или занятие уж совсем какое-то маргинальное — билетики раздавать у метро.
БГ: У вас есть какая-то особая процедура отбора курьеров?
Геннадий Хараев, генеральный директор: В первую очередь мы смотрим, как человек выглядит и как он говорит. Кроме того, он должен хорошо понимать свою задачу. Из 100 людей, которые приходят на собеседование, мы оставляем буквально одного-двух. Один тут оперный певец был — я просто офигел — Ave Maria пел!
Н.Г.: Для любой компании курьер — полноценный представитель. Мы берем это в расчет, когда нанимаем людей.
Г.Х.: Мы создаем компанию все вместе — не только те, кто сидит в офисе, но и те, кто развозит посылки. Именно поэтому мы принципиально называем курьеров сотрудниками — они такие же молодые, умные и амбициозные люди, которые прислывают нам массу решений, как нам улучшить сервис, как лучше работать с клиентами. Мы клиентам рассказывает о тех сотрудниках, которые развозят заказы — у нас есть специальная рассылка: кто чем занимается, о чем думает.
«Один тут оперный певец был — я просто офигел, — Ave Maria пел!»
Н.Г.: Благодаря тому, что многие процессы автоматизированы, мы можем платить больше — курьер зарабатывает минимум 250 рублей на каждой посылке. Некоторые клиенты при получении посылки дают чаевые — у нас это не запрещено.
БГ: Какой объем заказов?
Н.Г.: От 20 до 50 заказов в день — это пока немного. Мы прогнозируем количество заказов — пик приходится на вторник и пятницу. В понедельник люди просыпаются, приходят в офис, начинают соображать, что нужно делать, и во вторник рассылают все посылки контрагентам. Потом успокаиваются, а в пятницу хватаются за голову, и в пять часов вечера у нас куча заказов — надо развезти 150 писем.
БГ: В России много логистических компаний. Как вы справляетесь с конкуренцией?
А.В.: Традиционным компаниям весьма сложно составить нам конкуренцию, потому что они плохо понимают в технологиях — они привыкли к своей бизнес-логике. А мы взяли интернет-чуваков, притащили их в логистику, и те взглянули на ситуацию по-новому.
Г.Х.: При изучении рынка мы не нашли ни одной компании — ни мелкой, ни крупной, — которая использовала бы геолокационное распределение курьеров.
БГ: А можно подробнее про стартовые инвестиции?
А.В.: Деньги вкладывает стартап-инкубатор FGM Digital. Мы ищем проекты или создаем их сами, даем этим проектам не только деньги, но и инфраструктуру.
Н.Г.: На финансирование могут претендовать проекты, у которых есть работающий прототип и статистика, которая может привлечь инвестора. В среднем на один нормальный проект уходит 1 миллион долларов в год.
БГ: Как планируете развиваться?
Г.Х.: Собираемся работать по всей России. Каким способом, мы еще пока не определились. У нас уже есть соглашение по сотрудничеству с Уралом. Сейчас уже переговоры ведем с несколькими странами, чтобы там запускать партнерские компании.
Н.Г.: Мы исходно все-таки технологическая компания — нам не столько интересна доставка посылок, сколько логистика, оптимизация процессов. Сейчас у нас есть определенный продукт, и совершенно неважно, в каком городе его применять. Москва — это не цель, а тренировочный полигон: здесь огромный рынок, куча проблем, куча других игроков. Работать приходится в весьма специфических условиях. В других городах все посылки можно доставлять на машине — там вообще нет такого понятия, как пробка.
БГ: Когда собираетесь выйти на прибыль?
Г.Х.: По моими прогнозам — буквально в ближайший квартал.