Экскурсия по питерским крышам
— Идея —
БГ: Как работает сайт?
Александр Ким: Человек заходит на сайт, заполняет форму, нажимает «Отправить». Мы читаем, общаемся с человеком, говорим, что поправить в описании на сайте, просим загрузить красивую фотографию. Потом устраиваем личную встречу: либо просто встречаемся с человеком, если это экскурсия или мастер-класс, либо проводим тестовую экскурсию с настоящими туристами, которые делятся своими впечатлениями. Если все хорошо, экскурсия появляется на сайте.
БГ: А какие экскурсии не прошли проверку? Вы берете какие-то банальные темы — Мавзолей, Красная площадь?
Александр: Был случай, когда гид не мог нормально водить экскурсию, удерживать внимание людей — по этому параметру он нам и не подошел. Это не зависит от темы, а от умения водить экскурсию и общаться. Вопрос не в теме, а в человеке. Все зависит от того, как человек это преподаст.
БГ: Почему вы решили делать именно сайт с экскурсиями?
Александр: Я много путешествовал и учился на программиста — моя нынешняя деятельность объединяет этот опыт. Когда мы думали над идеей, то сразу поняли, что хотели бы как-то связывать людей друг с другом. Сначала мы думали сделать такую платформу, на которой люди могли бы просто встречаться, что-то вроде соцсети путешественников, но это никак нельзя монетизировать. Тогда мы решили организовывать экскурсии. Идеология осталась та же: люди не просто проводят экскурсии, они встречаются друг с другом по каким-то интересам, связанным, например, с темой экскурсии, общаются, становятся друзьями.
В Москве нам предложили уже около 20 экскурсий, мы их опубликуем в начале марта. Мы собираем экскурсии, обрабатываем, модерируем. Среди них есть, например, шопинг по секонд-хендам, а есть экскурсия, которая, мне кажется, сейчас очень актуальна — «Гей-Москва».
— Экскурсии —
БГ: Какие экскурсии вы водите по Петербургу?
Александр: Изначальная идея была в том, чтобы создавать предложение, которого еще не существует. Я, например, люблю ходить по узбекским забегаловкам, часто водил по ним друзей. Когда мы сделали сайт, я опубликовал свою экскурсию, иностранцы бронировали, им очень нравилось. Ведь за рубежом узбекская кухня не очень известна, и туристы получали новый опыт. Сооснователь Саша (Александра Скоробогатова, соосновательница проекта. — БГ) водит экскурсию по общественным баням — это, конечно, сложнее, но люди ходили. Есть более традиционная экскурсия — по рюмочным. Это даже не экскурсия, это погружение в среду: люди общаются, встречают людей, ходят из места в место. Крыши — это классическая тема, все, кто приезжает в Петербург, слышали про крыши, летом это была самая популярная экскурсия. Даже зимой можно сходить, если погода хорошая.
Очень популярно все, что связано с едой: иностранцы ходили на мастер-классы по русской кухне домой к ребятам и вместе готовили — борщ, блины и пироги. Есть тур по Коломне, по православным местам, по храмам. Довольно популярна экскурсия по блошиным рынкам. У нас есть девушка, которая работала в одном из магазинов, где продают самодельные милые вещи, и знает много похожих — она водит по ним экскурсии, туристам очень нравится. Не какие-то матрешки и ушанки, которыми славится Россия, а более уникальные вещи.
БГ: Чем отличаются ваши экскурсоводы в Москве и в Питере?
Александр: В Питере у нас немного по-другому началось: было гораздо больше студентов, а в Москве есть достаточное число людей, которые давно занимаются экскурсиями. Минимум половина людей в Москве — экскурсоводы с опытом.
Студенты обычно водят экскурсии для тренировки иностранного языка, кто-то для общения. Те же, кто занимается этим именно профессионально, экскурсоводы — просто зарабатывают деньги.
— Бизнес —
БГ: Как вы зарабатываете?
Александр: Каждый гид выбирает, какую цену он хочет получить за экскурсию. В среднем это 500 рублей с человека, но цена может колебаться от 200 рублей до нескольких тысяч. Мы просто берем комиссию: 18% за каждую проданную экскурсию. Это прозрачная стандартная схема, так работает любая система бронирования.
БГ: Человек может сделать экскурсии своим основным заработком?
Александр: Может, конечно. Летом в Питере по крайней мере это легко. Зимой с этим сложнее — гораздо меньше туристический поток.
БГ: Как происходит оплата?
Александр: Сейчас у нас два варианта: турист может сразу заплатить всю сумму через сайт, а может внести 18% предоплаты, а остальное отдать экскурсоводу наличными.
БГ: Сколько времени прошло от идеи до запуска?
Александр: Фраза «Давайте будем делать площадку для размещения экскурсий» прозвучала 2 февраля прошлого года. Я начал программировать, рисовать дизайн, Саша начала искать гидов, партнеров, писать в газеты. И в начале мая мы запустили тестовую версию. Сначала протестировали на друзьях. Заявки на проведение экскурсий мы собирали в процессе. Потом начали добавлять гидов, чтобы они заходили, тестировали сайт, добавляли свои предложения. В середине мая на сайт уже начали приходить туристы, общаться с гидами, бронировать экскурсии. Получается, что прошло 3,5 месяца до официального запуска.
БГ: Как вы привлекали туристов?
Александр: У нас есть два стандартных канала. Первый — интернет: люди приходят из поиска или с каких-то сайтов, где мы пишем, например, на форумах. Второй канал — это хостелы, мини-отели, кафе и информационные пункты, в которых лежат наши листовки.
БГ: Сколько денег ушло на открытие?
Александр: Мы начинали, когда учились в магистратуре. На изначальную разработку мы не тратили ничего — кроме собственного времени. Дальше в процессе уже стали появляться затраты, но их тоже было не так много. В сумме сейчас мы потратили, наверное, $6 000–7 000. Я считаю, что это немного, больших инвестиций мы не привлекали.
БГ: Вам удалось отбить эти расходы?
Александр: Сейчас мы пока не окупаемся. Но я думаю, будем окупаться уже в мае или июне. Все прошлое лето мы проверяли, насколько вообще такая схема работает — могут ли люди, у которых вообще нет опыта, проводить экскурсии. Мы работали с иностранцами и поняли, что схема работает хорошо. Подумали, что мы можем работать и с русскоязычными туристами и организовывать экскурсии не только в Питере, но и в Москве и других городах.
БГ: Как вы собираетесь развиваться?
Александр: Прямо сейчас мы выходим на Москву, где-то через неделю начнем заниматься Киевом — хотим, чтобы весной все уже нормально работало. В конце лета будем выходить на Прибалтику. Суть в том, что мы хотим связать регион, потому что туристы зачастую ездят не в одну точку, а по какому-то маршруту — например Таллин–Петербург. Это нам поможет в продвижении и увеличении продаж.
БГ: Не хотите запустить мобильное приложение вашего сайта?
Александр: Хотим, но пока у нас на это нет ресурсов. Ближе к лету — например в мае — мы сделаем какую-то базовую версию мобильного приложения, чтобы она помогала нашему сайту. Пока что мы кроме того что публикуем сами экскурсии, еще делаем полезные мини-путеводители.
БГ: Есть ли какие-то заграничные аналоги вашего сайта?
Александр: Да, есть. В Европе это gidsy.com, а в Америке vayable.com. У нас похожая с ними идеология, они предлагают экскурсии именно от людей, а не от агентств. Есть много сайтов, где агентство выступает в качестве поставщика, а мы, Gidsy и Vayable работаем с индивидуальными экспертами-экскурсоводами. В этом большой плюс, потому что создается уникальное предложение.
БГ: В Москве достаточно много проектов, которые предлагают оригинальные экскурсии. Они не составляют вам конкуренцию?
Александр: Все эти проекты только полезны для нас, потому что это интересные предложения, новые необычные экскурсии. Мы с ними часто общаемся и просто добавляем себе их маршруты. Сами мы ничего не организуем, мы же не экскурсионное бюро, а просто площадка.