Андрей Жигулев, создатель Out of Office
— Идея —
БГ: Как родилась идея?
Андрей Жигулев, создатель проекта: Раньше мы с Ирой (Ирина Лебедева — музыкальный редактор Out of Office. — БГ) занимались консалтингом, работали в аудиторской компании «большой четверки» «Делойт» — там и подружились. Мы специализировались на налоговом консультировании. Я работал там 9 лет, Ира — немногим меньше. В какой-то момент мне стало понятно, что я занимаюсь не совсем тем, что мне нравится. Осознать что-то подобное, когда тебе нет и тридцати лет, очень грустно. Конечно, можно делать вид, что все хорошо, как многие друзья, которые проклинают работу и, выйдя из офиса, говорят: «Давайте не будем о работе».
Консалтинг — прекрасная вещь. Масса встреч, командировок, проектов, но все довольно однообразно — в налоговом консультировании основные вопросы более или менее известны. Возник вопрос: «И что? Еще 30 лет будет все одно и то же?»
Тогда я взял и составил список тех вещей, которые мне интересны. Кроме всего прочего туда вошли путешествия и фотография. Много лет я был кем-то вроде гида для своих друзей — мне всегда было не лень покопаться в интернете, поговорить с людьми и узнать, например, где и когда пройдет сплав на резиновых женщинах или ночная прогулка на велосипедах. Масса людей говорят: «Ой, в Москве делать нечего, я понимаю — Нью-Йорк, Лондон». На самом деле они часто просто не знают, что происходит вокруг.
Последние три года я очень много путешествовал и каждый раз в путешествиях сталкивался с одной и той же проблемой — в какой-то момент наступает этап, когда ты уже не знаешь чем заняться. Когда ты только приехал, ты садишься в автобус, ездишь по всем достопримечательностям, фотографируешь как бешеный. Когда ты первый раз в Риме или Нью-Йорке — это нормально, но когда приезжаешь второй раз, становится очевидно, что нужно что-то новое. Ты начинаешь думать: а чем вообще местные занимаются?
У путешественников — я спрашивал у друзей и знакомых — есть серьезная проблема: если ты хочешь чего-то такого local, найти это непросто. Нужно потратить время, а времени нет.
Приложение Out of Office
— Бизнес —
БГ: Как работает приложение?
Андрей: Приложение бесплатное. На данный момент у нас 12 городов: это Москва, Питер, Киев, Хельсинки, Лондон, Манчестер, Торонто, Ванкувер, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Пока только два языка: русский и английский. Короткая, понятная информация о событии с картинкой и названием сгруппирована по рубрикам: раздел «Лучшее» — это то, что редакция считает самым интересным; раздел «Информация» — стоимость билетов, ссылка на сайт организатора. Есть также прогноз погоды для ближайших событий.
Для меня самым важным был раздел «Лента новостей». На больших сайтах читателю, который хочет что-то найти, нужно пробираться через всю информацию, которая там лежит.
В нашем приложении есть два режима потребления информации: первый — это то, что вам рекомендует редакция — лучшее из всех категорий. А второй — лента событий, состоящая, как в фейсбуке, из категорий, которые вы залайкали. Например, если вы залайкали только «флешмобы» и «семейные мероприятия», вы не увидите в ленте никакого спорта, фотографий, выставок. Всегда можно или добавить новую категорию, или зайти на главный экран, побродить, узнать, что у других интересного.
У нас есть карты: на страничке Третьяковской галереи вы можете посмотреть, где она находится на карте, и проложить маршрут. События можно отсортировать по степени удаленности — посмотреть, что рядом происходит. Мы отказались от ресторанов и кинотеатров — эта поляна достаточно занята, и, кроме того, мне сложно представить себе человека, который выбирает ресторан по чекинам. А в остальном хотим в большинстве категорий соблюсти баланс между крутыми известными мероприятиями и нишевыми.
«У нас в Питере на Марсовом поле был бой снежками, сама по себе идея вроде бы невинная, пришла милиция, сказала: «Несанкционированный митинг»
БГ: Что вы называете нишевыми мероприятиями?
Андрей: Их достаточно много, большая часть, к сожалению, за рубежом. В Нью-Йорке очень много разных флешмобов Санта-Клаусов. Есть мероприятия Red Bull, когда по центру города едут на коньках и можно друг друга сбивать. В Австралии — заплывы на лодках из пивных банок. В Лондоне — забеги горилл в безумных очках. Существует распространенный стереотип о Финляндии, что там очень скучно и весь Питер ездит туда только шенгенскую визу проштамповать. А там куча всего интересного. Есть, например, соревнования по переносу жен на скорость на спине, есть ралли на выживание с участием старых автобусов, гонки на водных мотоциклах.
У нас в Питере на Марсовом поле был бой снежками — сама по себе идея вроде бы невинная, — но пришла милиция, сказала: «Несанкционированный митинг».
БГ: Кто описывает мероприятия?
Андрей: У нас есть люди, я их называю операторами. Описание события — это 230 символов. Изначально была задача, чтобы текст был очень кратким, потому что формат потребления — на ходу. У меня работают ребята на Украине. Это было отдельное развлечение — найти людей, которые готовы этим заниматься, потому что в больших российских городах люди, когда слышат о зарплате меньше 1 000 долларов, возмущаются: «Еще работать за эти деньги?»
БГ: Сколько времени прошло от возникновения идеи до ее реализации?
Андрей: В среднем на разработку приложения уходит девять месяцев. Идея возникла в начале 2012 года, в июне я уволился, с июля у меня началась активная фаза. Летом очень много времени ушло на то, чтобы найти подрядчика. Несмотря на то что тема достаточно модная и, казалось бы, очень много людей должны этим заниматься, найти профессионалов оказалось достаточно сложно. За полтора месяца я прошел практически все наши крупные компании, занимающиеся разработкой сайтов и мобильных приложений. А потом мы нашли друг друга с прекрасной компанией «Гиперболоид». Для них основная сложность была в том, что это не просто приложение, а приложение с достаточно серьезной серверной частью. Оно постоянно обновляется: комментарии, карты. 8 августа мы зарегистрировали компанию в Сингапуре: за один день мне пришел ответ оттуда, что компания существует. Это фантастика какая-то.
БГ: Почему в Сингапуре?
Андрей: Много причин. Одна из них — потому что это не офшор, это такая же юрисдикция, как Америка или Канада. Масса плюсов с администрированием. Бухгалтер не нужен — вы подаете раз в год отчетность в специальные профильные фирмы, они дают вам финансового директора, который за две недели с вашими выписками из банка по кредитной корпоративной карточке готовит весь пакет отчетности, и стоит это смешных денег. Первые два года вы освобождаетесь от налогов. В Сингапуре действует английское право, там все сделано для того, чтобы люди работали. Компания в России дает очень много административных проблем, а плюсов я с ходу для себя не нашел. Нам же не нужно много людей.
Андрей Жигулев и Ирина Лебедева
«Наша задача — научиться продавать билеты. Узнали про мероприятие — купили билет в один клик»
БГ: Сколько денег вы потратили на запуск приложения?
Андрей: Деньги свои, чуть более миллиона рублей.
БГ: Когда планируете выйти на прибыль?
Андрей: Если у нас пойдет все так, как хочется, прибыль может прийти с первыми двумя-тремя клиентами — за счет рекламы затраты отобьются. У меня не было задачи в первые же месяцы вернуть деньги. Жизнеспособность проекта нужно оценивать в течение года — если за это время не взлетает, то и потом не взлетит.
— Планы —
БГ: Как планируете развиваться?
Андрей: Наша задача — научиться продавать билеты. Узнали про мероприятие — купили билет в один клик. Еще одно направление — онлайн-трансляции, но это скорее для планшетов. У нас будет хостинг видео — это дополнительные деньги. Мы стараемся быть разумными в тратах — понятно, что круто иметь огромный офис, огромную команду, которая будет генерировать кучу идей. У нас много планов, но на этом этапе мы планируем проверить базовую идею — как она работает, как люди ее воспринимают.
Еще одно направление — создание комьюнити: мы хотим дать людям с идеями и силами их осуществить мостик к рекламодателям. Люди предлагают идею — мы тоже хотим, как в Квебеке, кататься на коньках по центру Москвы. Мы, Вася, Петя, готовы это сделать, и все, что нам нужно, — немного помощи с административными вопросами и немного денег, чтобы мы смогли раздавать всем горячий чай. Пользователи могут поставить лайк, идея станет популярной и обратит на себя внимание рекламодателей. Таким образом эта площадка сможет объединить организаторов мероприятия, рекламодателей и участников. В мире пока есть всего лишь один ресурс, sponsorhub.com, который примерно такими вещами занимается. Вы отдаете им проект, они делают презентацию и рассылают по своей адресной базе. Стоит это 100 долларов в месяц. Не думаю, что это очень хорошо работает, но идея правильная.
БГ: Как вы собираетесь зарабатывать?
Андрей: Мы собираемся зарабатывать на продаже билетов, трансляциях и рекламе, которая будет по-своему интегрироваться — не в виде баннеров. Допустим, вы заходите на карточку марафона, а у вас будет там мастер-класс от рекламодателя: как готовить себе напиток для марафона или как правильно выбрать обувь для бега. Плюс этой рекламы в том, что она действительно привязана к своему потребителю. Если подавать рекламу не агрессивно, а именно помогать пользователю советами — это будет хорошо восприниматься.
90% выручки будет реинвестироваться в развитие — в версию для Android, планшетов, интеграцию билетов. На первом этапе надо все это опробовать на взыскательной эппловской аудитории — пользователи тебя смешают с грязью, но зато, когда ты будешь делать Android, ты уже учтешь все ошибки, не придется переделывать сразу две версии. Это очень болезненное, но нужное упражнение.
БГ: Есть ли у вашего приложения аналоги?
Андрей: Есть Flipboard и Pulse, журналы и газеты для iPad, там похожий принцип подачи информации: вы сами собираете свою новостную ленту. У вас получается ваш журнал, который вы сами себе составили. Есть компании, у которых похожий контент — это, например, TimeOut, «Афиша» и масса других, у них есть свои приложения. Одна из популярных проблем таких приложений в том, что они сфокусированы либо на одном городе, либо на небольшом наборе типов мероприятий — например, освещают только те события, на которые продают билеты, как будто других не существует. Мы показываем всю информацию — не только о тех событиях, куда будем продавать билеты. Пользователь ценит, когда ему дают полную картину. Такого подхода и такого охвата городов нет ни у кого.