Атлас
Войти  

Также по теме

Центрнаучфильм

  • 1611

Людей, которые всем киножанрам на свете предпочитают документальный научпоп, в последнее время становится все больше. Притом что эти недофильмы и полукиноленты бывают ужасно скучными, как уроки природоведения в начальной школе, а иногда попадается и полная ересь вроде жутко популярной «Великой тайны воды», после которой пол-Москвы принялось бормотать своей минералке: «Любовь и благодарность».

Похоже, лучшие из этих фильмов те, в основе которых лежит какой-нибудь пугающий научный или популярный факт, и те, где история хороша сама по себе. Цунами — фобия, в наших широтах незаслуженно забытая, но фильм «Мегацунами» ее удачно реанимирует. Вкратце суть: полвека назад на Аляске в залив упал камень. Практически гора. Вода из залива выплеснулась, как из чашки, и смыла весь лес. Нашлись рыбаки, отец и сын, которые побывали на гребне этой волны, поднялись в утлом своем челне к небесам и там болтались, покуда Господь не опустил их обратно. Режиссер упорно вытрясает подробности (рыбаки немногословны), а ученые на гранты рисуют анимацию, где на зрителя идет волна. Если им верить, от одного из Канарских островов скоро тоже отколется каменюка — и Америке вашей кирдык настанет, как говорил герой Сергея Бодрова в фильме «Брат».

Довольно страшно и на дне океана. Джеймс Кэмерон обещал спуститься вслед за «Титаником» под воду и сделал это — при помощи прочного советского судна «Академик Келдыш» и двух глубоководных аппаратов «Мир». На дне он обнаружил действующие вулканчики, в кратерах которых живут бактерии-экстремофилы, размножающиеся в ледяной воде, в адском пламени и при ужасном давлении. А также много всего удивительного, вполне оправдывающего название — «Чужие из бездны». Правда режиссер все время отвлекается на спутник Юпитера Европу, где, как он уверен, тоже должна существовать жизнь в ее экстремальном виде и куда он непременно направится в следующий раз.

В джунглях Руанды может быть еще опаснее, чем на дне морском. Женщина по имени Дайан Фосси прожила в лесу 18 лет, изучая горилл, которые вовсе не хотели, чтобы их кто-то изучал: вела дневники, писала книги и в одиночку распугивала браконьеров. Потом ей прислали оператора Боба, но выяснилось, что горилл очень тяжело снимать: на то, чтобы снять хоть какой-то экшен, понадобились годы. За это время она в него, женатого, влюбилась. Боб в конце концов уехал домой. А 26 декабря 1985 года ее кто-то зарубил мачете. О Дайан даже сняли фильм с Сигурни Уивер. Но в документальной ленте «Горные гориллы: Борьба длиною в жизнь» этот сюжет обрастает подробностями, до которых Голливуду никогда нет дела. Здесь многое построено на материале, снятом Бобом: видно, как Дайан радуется, когда самец гориллы начинает играть с перчаткой, и какими глазами она смотрит на Боба из окна своего домика. Становится понятно, что она за человек и почему прожила свою жизнь именно так, а не иначе. А оператор тем временем жалуется перед камерами, что ему совсем не досталось славы.

Есть еще такой фильм с сомнительным заголовком «Загадки Иеронима Босха». Считается, что Босх был безумцем, жрал галлюциногены, был инопланетянином… Но ведущий в фильме не из тех, кто может удовольствоваться такими объяснениями. Он поехал в родной город Босха, залез в домовые книги, обнюхал каждый уголок собора, где Босх молился, — и составил разумные и очень убедительные объяснения каждой фантазии гения. Оказывается, Босх просто иллюстрировал то, что слышал с амвона каждое воскресенье. Перепончатые лапы вместо ног, петушиные головы и бесовские хвосты вырастали на его полотнах у тех, кто плохо себя вел. И даже флейта в анальном отверстии появилась у мелкого персонажа не просто так, а от глухоты к слову Божьему. После таких объяснений живопись Босха уже не кажется такой уж странной и так болезненно, как раньше, к себе не влечет. Даже скучной кажется, честно говоря. Кто же теперь станет любимым художником всех сновидцев и антисоциальных типов — Васнецов?

Зато Терри Джонс, один из труппы «Монти Пайтон», снял «Крестовые походы» — сагу на свою любимую тему, о крестоносцах. И тут уж бедному, старомодному научно-популярному жанру ничего не оставалось, как сначала скорчиться от испуга, а затем засиять в умелых руках. Первые двадцать минут кажется, что Терри совсем не умеет снимать кино: он появляется в кадре, замаскировавшись под героя средневековой фрески, потом совершает легкое и необременительное для бюджета BBC путешествие в Стамбул, а дальше напяливает тяжеленную кольчугу и совершает изнурительный пеший переход. И все это время без умолку рассказывает, как вчерашние сельские дурачки, а ныне рыцари с голодухи грабили деревни, с какими трудностями они сталкивались от незнания языков и какими идиотами себя чувствовали, оттого что поверили площадным агитаторам, продали дома и скот и повелись на искупление грехов и несметные богатства Востока. Странным образом ирония по ходу пьесы испаряется, и ты понимаешь, что никакая это не ирония, а самая настоящая правда и что восстановить ее можно было только так — совершив Крестовый поход самостоятельно и рассказав о том, что видел.


топ 5
Научпоп
Данные интернет-магазина «Озон»

01. «BBC: Сверхмассивные черные дыры» BBC/«Союз-видео»
02. «BBC: Приключения капли воды» BBC/«Союз-видео»
03. «BBC: Машина времени» BBC/«Союз-видео»
04. «GEO: Апокрифы ранних христиан» DWW/«Союз-видео»
05. «BBC: Космос» BBC/«Союз-видео»

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter