Иоганн Себастьян Бах и Иероним Босх снова в России
Иероним Босх. Сад земных наслаждений, 1500–1510. Масло, дерево. 389?220. Музей Прадо, Мадрид. Этот триптих пока до Эрмитажа не доехал
Лидия Гинзбург пишет: «В годы войны люди жадно читали «Войну и мир» — чтобы проверить себя (не Толстого, в чьей адекватности жизни никто не сомневался). И читающий говорил себе: так, значит, это я чувствую правильно. Значит, оно так и есть».*
Партитура арии из «Гольдберг-вариаций» (BWV 988) Баха. Факсимиле собственной копии нотной тетради Баха из Национальной библиотеки Франции
Вероятно, сегодняшнему читателю — читателю фантастических, но основанных на реальных событиях сводок о жизни и необыкновенных приключениях людей с песьими головами (РИА «Новости»: суд отпустил молодых людей, убивших четырех подруг; подполковник МВД обещал резать бизнесмена по кусочкам; студент-иконописец зарезал 40 человек неславянской внешности), сегодняшнему читателю, которому повезло жить в годы путинского и медведевского мира, для того чтобы проверить себя, стоит посетить выставку Босха, открывшуюся в Эрмитаже или послушать арию скорби Баха. Значит, это я чувствую правильно. Значит, оно так и есть.
P.S. Сообщение о грядущих изменениях к лучшему см. дальше в этом номере.
* Лидия Гинзбург. Проходящие характеры: проза военных лет. Записки блокадного человека/Сост. Э.Ван Баскирк и А.Зорин. — М.: Новое издатель- ство, 2011. — с. 311