Атлас
Войти  

Также по теме

Бюст и пепел

Компания хедхантеров ищет PR-директора для металлургического комбината.

  • 1781


Иллюстрация: Захар Водянов

Среда, 1 марта

Моего шефа зовут Илья Рафаилович (за глаза просто Рафаилыч). Он управляющий партнер компании Besthunt, в которой я третий год работаю консультантом. Нас называют хедхантерами — охотниками за головами: мы ищем по рынку топ-специалистов для самых разнокалиберных компаний. Переманиваем? Я предпочитаю говорить, что ищем. Сегодня, например, Рафаилыч передал мне заказ крупного металлургического холдинга. Ищут PR-директора. Компания из первой десятки. Требования такие же: кроме пресс-службы, журналистов, презентаций-выставок и контрпиара, специалист должен потянуть общение с чиновниками. Поэтому и предлагают 10 000 в месяц. Это явная доплата за вредность, если учитывать, что предыдущая пиарщица ушла от них после того, как шеф кинул в нее пепельницей.

Обычно компания ищет пиар-директора в следующих случаях. 1) Если у нее в бюджете образовалось лишних 700 долларов и гендиректору кто-то сказал, что пиар — это нужно (тогда его берут по принципу «чтобы был», и тот в течение рабочего дня пытается впарить журналистам пресс-релизы под видом новостей). Это не наш случай. Пусть ищут сами на студенческой ярмарке вакансий. 2) Если руководство понимает, что со СМИ надо как-то работать, и нанимает за безумные, на их взгляд, деньги (3000 в месяц) человека, который сделает ВСЕ. Ежедневное упоминание компании в «Ведомостях» на первой странице (мы ж тебе деньги платим), на общенациональных каналах — через день (тот же довод). Бывает в практике еще, конечно, третий случай — когда заказчик стал адекватным. Появилась системная необходимость работы со СМИ. В таких случаях и у пиарщика оклад достойный, и бюджет под него выделяется солидный.

Пятница, 3 марта

Еще не успел отработать базу, а уже пошли звонки. Проклюнулась пара старых знакомых. Все явно в курсе, что деньги неплохие. Как они, интересно, узнали? Рафаилыч же договор еще не успел подписать. Явная утечка. Хотя есть подозрение, что утечка — дело рук самого Рафаилыча. Своевременный слив информации — один из форматов работы профессионального пиарщика. Теперь по крайней мере на рынке знают, что мы в чести у металлургов. Конкуренты нервно елозят. А я понимаю, что если завалю такой пропиаренный заказ, Рафаилыч устроит мне райскую жизнь.

Понедельник, 13 марта

Побеседовал с пятью пиарщиками. Не собеседования, а модный показ. Они почему-то все уверены, что главное — это собственная неотразимость. Такие продвигают себя, а не клиента. Представить себе, что вот эта девушка напротив будет своими ухоженными пальцами копаться в черноземе — звонить в два часа ночи в типографию, где делают беджики, — это вряд ли. Вот в таких ранимых нарциссов иногда действительно подмывает запустить пепельницей. Три года назад, под конец испытательного срока у Рафаилыча, я знакомился с важным человеком из корпоративного пиара. Во время интервью не выдержал, спросил: «Почему вы так, м-м-м… скромно выглядите, это ведь часть работы?» Он мне дал единственно правильный ответ: «Все знакомые уверены, что моя задача — тусоваться на фуршетах и резать ленточки на открытиях. А я им объясняю, что 90% рабочего времени сижу за компьютером и главная моя задача — обеспечить, чтобы эта ленточка была и к ней прилагались ножницы».

Еще про одного пиарщика знакомый журналист рассказал поучительную историю. В автосалоне, где его компания презентовала бронированные стекла, этот человек с месячным доходом в 7000 бегал по подворотням, разыскивая парней, чтобы постучали перед фотографами молотками по фирменным стеклам (менеджер, отвечающая за событие, нимфа глянцевая, об этом не подумала). И нашел. Парни в костюмах — с Черкизовского рынка, но все-таки в костюмах. Договорились за 30 у.е. Он потом еще и доплачивал им по сто рублей, скромно, в уголке, за то, что умудрились за пять минут перед камерами не потрескать стекло. Но главное — результат был: фото в газетах, сюжет по ТВ. Вот такого человека мы и будем искать.

Среда, 15 марта

На прошлой неделе позвонила дама, которую можно будет показать клиенту. Вряд ли подойдет, но зато металлурги поймут, что заказ отрабатывается на полную. К тому же она самого блистательного вида.

Обедали почему-то в «Сергее» (она предложила). Блондинка в розовом (ну бывает), зато грудь класса люкс. Каждую позицию в заказе она начинала словами «Я хочу…»: я хочу «Цезарь», я хочу кофе. Предлагала оплатить мне счет — видимо, на представительских у нее в компании не экономят.

Чисто по-человечески что-то меня тогда смущало. Язык подвешен, свой сектор знает. Красавица, опять же. Врет? Да все врут. Дура? Пока молчит — вроде да. Как заговорит — очень даже нахватана, слова все правильные. И про буддизм очень убедительно. У них поветрие в компании: все ездят на острова к Учителю. Потом понял причину своего дискомфорта. Такое впечатление, что она на 70% сделана из пластмассы. Ни одного лишнего движения души. Произведение кукольного искусства.

Когда вернулся в офис, поговорил о ней с Гиви. Оказывается, мадам оплачивает ресторанные счета из своих. Но только тем, кто ей понравится. Испытал чувство глубокого удовлетворения. В порядке благодарности предложу отправить ее на собеседование к металлургам. Пусть расскажет им про буддизм, а те на маникюр полюбуются.

Четверг, 16 марта

Обсудили кандидатуры на митинге по проекту. Я про блондинку сказал: не потянет. Натура не та. Опыт узкий. Да и пол не тот. Рафаилыч во вторник ездил общаться с клиентом, по разговору точно поняли: нужен мужик.

Сказано — сделано. Сначала поговорил с мужиком отечественного разлива: отраслевое образование, без MBA, за 40, лыс, в тройке — девочки ласково окрестили его пингвином. Пингвин был готов работать у металлургов до самой пенсии. Но вслед за пингвином появилась звезда — презентабельный, дорогой и деньгам своим адекватный кандидат. Девушки в офисе в линейку построились вдоль жалюзи, когда он на новенькой «субару» выезжал с парковки. Стартовал помощником бренд-менеджера в «Марсе» (люди с «марсианским» да и вообще хорошим западным опытом идут на рынке нарасхват — школа ценится). Через пять лет уже пиарил немецкий фармацевтический бренд. Цену себе знает. Чуть иезуитская улыбка: «У меня два принципа: я не курю и не занимаюсь политтехнологиями, тем более в русском их варианте».

Я занервничал: вдруг ему не подойдут наши простые русские металлурги. Задал вопрос прямо: готовы, мол, к профессиональному вызову и новым горизонтам. Добавил, что скучать не придется: бюджет на пиар у наших металлургов — как ВВП средней африканской республики. Пусть руководство там жесткое, но вам ведь не привыкать (все знают, что в «Марсе», как и в любом западном монстре, отношения хлеще армейских: да, сэр, так точно, сэр). Он улыбался, на ботинок свой глядел и цедил: «Пожалуй, да, стоит попробовать». Еще бы не стоит. Я уже выяснил у надежного человека, что звезда на последней своей позиции с ума начал сходить от скуки. Как-то на выходные явился один в VIP-сауну, снял ее на день, купил у хозяина кресло из холла и плавал на нем в бассейне в обнимку с бутылкой Chivas, песни спартаковские пел. Наши металлурги ему сейчас — как новое задание для скучающего Рэмбо. Отправляем его на смотрины к клиенту — как раз после блондинки, чтобы на контрасте сыграть. MBA и западная школа против бюста и маникюра. Да, и еще пингвин. Пусть будет.

Четверг, 23 марта

Звонил Рафаилыч, поздравил с победой. Металлурги довольны. Взяли блондинку. Чистый буддизм какой-то. Это в сравнении с правильным человеком из «Марса»! За три года практики убедился, что всегда побеждают «марсиане». Если у человека правильный опыт, правильное образование, доказанные достижения, ясные глаза, хороший костюм и западный тонус — попробуй не возьми. Если не взял — сам дурак. А кто ж в этом признается?

Сидели вечером, выпивали с Гиви пиво и спорили про блондинок. Самое простое объяснение победы блондинки — это бюст. Пиарщик — существо для коммуникации, в том числе коммуникации первого лица компании с внешним миром. Вопрос, через кого ему приятно будет коммуницировать. Вслух, конечно, в подлинной причине никто не признается. Но самому руководителю втайне хочется, чтобы в подчиненных у него ходила красивая грудь, это уж потом он думает о рабочих качествах. Более тонкое объяснение — красивую женщину выбирают, когда чувствуют, что она не станет соперницей. Да, приятный собеседник, да, умеет работать с журналистами, но не соперник. Не будет манипулировать, окажется слабее. Вот именно поэтому окружение босса может советовать ему взять мисс-отличный-фасад вместо амбициозного мужчины, которого придется потом оплетать интригами. Гиви говорит, что в данном случае сработал фактор номер два. А я считаю, что тут не обошлось без буддизма и воздействия на чакры металлургов. На те, которые отвечают за природную тягу к прекрасному.


PR-ДИРЕКТОР

Базовые требования

Возраст от 25 до 45. Образование высшее, желательно в области PR

Иностранные языки

Английский

Пол

55% мужчины
45% женщины

Необходимые личные качества

Представительная внешность
Устойчивость к стрессу
Креативное мышление

Специальные требования

Ораторские способности
Умение разрешать конфликтные ситуации
Наличие управленческих навыков
Навыки написания статей, пресс-релизов, интервью

Средняя зарплата

$2600

Должностные обязанности

Управление всеми информационными потоками, связанными с компанией, для формирования ее позитивного имиджа, в том числе у сотрудников компании. Анализ информационного рынка, медиатенденций, деятельности конкурентов, ивент-менеджмент. Планирование и проведение пиар-мероприятий, антикризисный пиар, подготовка текстов для сайта, материалов для размещения в СМИ. Участие в конференциях, выставках

Востребованность

Вакансии/резюме = 20/1

Информация предоставлена аналитическим отделом Headhunter Magazine.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter