Человек пишет пятнадцать-двадцать слов в минуту, а говорит в среднем сто тридцать. Из-за этого несоответствия точно записать человеческую речь в режиме реального времени практически невозможно. Поэтому с давних пор люди пытались модернизировать письмо. Математик Лейбниц предлагал заменять буквы цифрами, лингвист Есперсен - комбинацией из греческих букв и цифр, художник Эффель - египетскими идеограммами, инженер Террачини - квадратами с одной открытой стороной в разных сочетаниях. Но победила все эти способы стенография - система упрощенного написания букв и особых сокращений. Слово "стенография" ввел в употребление в 1602 году англичанин Джон Уиллис, а усовершенствованная система появилась в 1792 году, когда в России вышла книга с названием "Тахиграфия, или способ краткописания, по коему почти столь же скоро можно писать, как говорят". В XIX веке достоинства скорописи оценили многие. Например, очень уважал стенографию Достоевский. Как-то раз издатель заставил его написать роман за три недели, надеясь, что тот не справится с заданием и потеряет права на свои работы. Но Федор Михайлович нанял специальную девушку, которой надиктовал "Игрока" и уложился в срок. Ему это так понравилось, что он и дальше стал работать со стенографисткой. А потом, как честный человек, на ней женился.
С приходом советской власти стенографию стали называть письмом будущего. Советскими учеными было подсчитано, что если писать стенографическим методом, то за год каждый трудящийся сэкономит 22,8 восьмичасового рабочего дня.
С 1919 года стенографировались все партийные заседания. Стенографистки говорили, что сложнее всего записывать Ильича. Он говорил не так быстро, как Луначарский или Зиновьев, но зато непонятно, вставляя неологизмы типа «комчванство» или «комспесь», которые плохо улавливались на слух. Девушки работали парами, страхуя друг друга, чтобы не пропустить веское ленинское слово. Работали шесть минут, а потом уходили расшифровывать стенограмму. Им на смену приходили следующие. В итоге к концу заседания вся речь уже была распечатана. Владимир Ильич прочитывал расшифровку и частенько спрашивал: «Неужели я говорил такой вздор?»
С тех пор, как в массовой продаже появились диктофоны, желающих обучиться полезному ремеслу значительно поубавилось. Сегодня стенографистки работают в судах, записывают защиту диссертаций, некоторые научные конференции. Иногда бизнесмены ищут секретарш, умеющих быстро и точно записывать со слуха. Значительно облегчает эта наука жизнь студентам. Кроме того, многие изучают скоропись просто из любопытства, из любви к шифрам. Говорят, что после этого некоторые увлекаются японским и китайским языками.
- Я еще не решила, где буду применять стенографию. Может быть, пойду работать секретарем. Но мне самой было жутко интересно научиться. Это же как иностранный язык! - поделилась со мной Валерия Александровна Подстригич, которая обучается скорописи уже три месяца.
Сегодня стенографию почти нигде не преподают как самостоятельную дисциплину. В основном она входит в базисные основы профессии "секретарь-референт", да и то далеко не везде. Но, обзвонив десятка два курсов, предлагающих обучение, я обнаружила в Москве три учреждения, где стенографию преподают "без нагрузки". Обычно это происходит в индивидуальном порядке, потому что набрать целую группу невозможно. Стоит трехнедельное обучение около ста долларов.
- За это время можно получить только основы - так сказать, нотную грамоту. Гарантии, что у вас получится музыка, нет. Мастерство вырабатывается продолжительными тренировками, - рассказала мне Нора Максовна Березина, заместитель директора стенографических курсов Центра ГЗОС (государственной заочно-очной стенографии) при Министерстве образования. Это самые старые подобные курсы в нашей стране. Они готовят специалистов с 1941 года. За это время было успешно обучено больше трехсот тысяч человек.
На ГЗОСе стенографию преподают двумя курсами по шесть месяцев, каждый стоит 600 рублей. Обучение происходит заочно, но жители Москвы могут приезжать на консультации.
Стенография действительно очень похожа на иностранный язык. В первую очередь нужно изучить новый алфавит. Знаки различаются не столько написанием, сколько положением на строке: сверху, в середине или снизу, поэтому их нужно располагать очень точно. Учиться писать лучше всего в тетрадях для первого класса. Перо должно быть тонким, не царапающим бумагу. Пользоваться карандашом не разрешается. Запись похожа на странные детские каракули.
- Неужели до сих пор не придумали какой-нибудь стенографической техники? - спросила я Нору Максовну.
- Попытки были, но до производства дошел только один аппарат - стенок. Сделали его в начале восьмидесятых в Болгарии. Устройство представляло собой печатную машинку со стенографическими знаками, соединенную с диктофоном и компьютером. Набранный текст тут же появлялся на экране, что облегчало исправления. А сложные фразы можно было потом прослушать с диктофона. Стенок - очень громоздкий и дорогой аппарат.
Тем не менее СССР закупил десять таких агрегатов и установил их в Историко-архивном институте. После того как десять девушек прошли курс обучения, стало ясно, что устраивать их на работу нужно вместе с машинами. На этом модернизация стенографической деятельности закончилась.
- Прелесть стенографирования в том, - поделилась Нора Максовна, - что для работы нужны только блокнот и ручка. Это обеспечивает уникальную мобильность. Можно писать в самолете, на конференции, в лесу. Спрос на стенографию - это лакмусовая бумажка времени. Если есть великие люди, за которыми нужно ходить и постоянно записывать, ловить каждое слово, значит, будет спрос на стенографисток. Вот сейчас я чувствую, что интерес к нашему делу растет.