За редким исключением — вроде приснопамятного журнала «Кругозор» — газеты никогда не конкурировали с радио и рекорд-лейблами. Сложно представить себе газету Daily Mail, хотя бы 20-летней давности, к которой прилагалась бы пластинка или которая открыла бы для своих читателей отдельную радиостанцию. Теперь все изменилось. В воскресное приложение Daily Mail, The Mail on Sunday, бесплатно вкладывают новый альбом Принса, а практически все серьезные газеты и многие журналы вовсю эксплуатируют технологию подкастинга — аудиодепартаменты, при них работающие, подчас напоминают отдельный радиохолдинг. Все подкасты, естественно, бесплатны, подписаться на них можно на сайте в разделах типа «Web Exclusive», «Online», «Multimedia» или просто «Podcast».
До России, правда, все эти эксперименты пока не добрались. Подкасты есть только у «Аргументов и фактов» и «Ведомостей», при этом «АиФ», очевидно, трезво понимает, что никто из читателей его никогда не услышит, и сливает в сеть какие-то странные обрывки, пятиминутка же «Ведомостей» маскируется под буратиновый обзор прессы на деловом радио, и от этой бойкой интонации немного сводит скулы.
После такого на раздел подкастов, например, газеты The Times глядишь с тихой оторопью. Он, правда, и самый большой из существующих: в Times Online 40 подкастов. Задачи информировать о том, что происходит на газетных полосах, у Times Online, похоже, нет вовсе — большая часть подкастов существует параллельно, а новостных и политических тут буквально штуки три. The Times явно делает упор на звезд: Гордон Рамзи и Найджела Лоусон рассказывают про рецепты, тренер английской команды по регби — про теорию и практику командного менеджмента, колумнист Бен Макинтайр — про то, как учить мандаринский диалект. Самое интересное — это книжные обзоры, где солируют люди уровня Стивена Кинга, и подкаст культуролога Клайва Джеймса «Cultural Amnesia» про важных людей XX века, от Мао до Коко Шанель.
У The Guardian подкастов в два раза меньше, но зато пустопорожних почти нет, даже если вычеркнуть обязательные британские темы — крикет, Уимблдон, футбол и «Формулу-1». Помимо разделов с дебатами у The Guardian два поразительно вменяемых обзора всего, что происходит в культурной сфере, и каждый сделан на таком уровне, что каналу «Культура» и не снилось. Плюс отличные новости науки от одного язвительного индуса. Плюс еженедельный анализ жизни СМИ («Media Talk») — совершенно непредставимый в России. Плюс музыкальный раздел, традиционно сильный в The Guardian. Из совсем оригинальных — гид по внутреннему Лондону с продолжением и подкаст «Исламофоник», понятно про что. И еще похождения басиста группы Blur, который зачем-то решил стать сыроделом и регулярно докладывает о своих достижениях в аудиоформате.
Подкасты The New York Times (23 штуки) гораздо больше привязаны к газете. Они разной силы, но, например, книжные обзоры у The New York Times самые сильные: писатели рецензируют других писателей, ведущий вытаскивает на свет божий старые книги и устраивает им по-набоковски въедливый анализ, все время появляются какие-то любопытные гости. Самый популярный — это, по-видимому, подкаст про гаджеты влиятельного обозревателя Дэвида Пога: Пог написал семь книжек из серии «…for Dummies» и еще штук 30 в жанре «How to», так что про технику он и вправду изъясняется очень просто и понятно. Есть колонка «The Ethicist» — ответы на письма читателей о затруднениях морально-этического толка, которая для российского слушателя скорее проходит под рубрикой «Их нравы». И особенно хорош подкаст «Backstory»: там разные репортеры довольно непосредственно рассказывают, как делалась большая статья и что они теперь о ней думают. Выходит «Backstory» нерегулярно — то раз в неделю, а то раз в два дня, но всем студентам журфака слушать ее нужно в обязательном порядке: это совершенно бесплатные и совершенно незаменимые уроки мастерства.
Своего подкаста нет у журнала Mojo, зато есть, и неплохой, у Q — новые альбомы, интервью с музыкантами, певцы рецензируют других певцов и т.д.
Снобский The Wire технологию подкастинга презирает, но в разделе «Web Exclusive» много всего интересного: неотредактированные записи интервью, редкие треки, в том числе записанные специально для журнала, и даже переведенные в звук обложки последних номеров.
Характерно, что наличие подкастов совершенно не зависит от ориентации журнала: у технологически продвинутого Wired своего подкаста нет (как и у нашей «Компьютерры»), а у консервативных Science и Nature — есть, и это лучшие на свете радиопередачи в жанре научпоп.
The New Yorker долго отбивался, и только недавно дела исправились: сейчас у журнала пять подкастов, в том числе такая странность, как «The New Yorker Animated Cartoons», — ожившие нью-йоркеровские карикатуры. В «Fiction» и «Comment» просто читают тексты из соответствующих разделов The New Yorker, и любопытнее всего подкаст «Out Loud» — это 15-минутные (в среднем) беседы на темы важных статей, ничуть не менее любопытные, чем сами статьи. Можно, например, послушать фантасмагорическое интервью Гарри Каспарова Дэвиду Ремнику, сопровождающее текст о нем из последнего номера, — тут все преимущества аудиоприложений понимаешь особенно отчетливо.