Иллюстрация: Александр Можаев
«Когда воображение развито хорошо, то реализация не так уж и нужна», говорил «бумажный» зодчий Юрий Аввакумов, всемирно известный архитектор, не построивший ни одного здания. Мне показалось интересным встретиться с ним на Москворецком мосту, откуда открывается прекрасный вид на Москву нереализованную. При должном воображении здесь можно увидеть совсем другой город, на знакомый силуэт накладываются диковинные очертания сооружений, которые могли бы здесь появиться, но по разным причинам этого не сделали. Взгляните, к примеру, налево. Двухшатровый собор Алексеевского монастыря сменился огромным храмом Христа Спасителя, который изначально планировали поставить на Воробьевых горах. Всерьез начатое строительство Дворца Советов остановила война. Воссозданный храм оказался похож на предшественника лишь общими чертами. Волею судеб или нелепыми случайностями создается лицо великого города?
Историю храма интересно сравнить с оконченным в прошлом году воссозданием Фрауенкирхе в Дрездене, рассказывает Аввакумов. Представьте: город снесен союзной авиацией, среди развалин стоит только одна красивейшая церковь. Оставшиеся в живых смотрят и думают: «Есть Бог!» Но огонь выел раствор между камнями, и вскоре все это грохнулось, остались лишь руины, в которых хиппи устраивали посиделки. Немцы тем временем эти камешки собирают и тщательно нумеруют. А потом строят компьютерную модель, в которой все уцелевшие камни находят свое место, собирают деньги на восстановление, недостающий камень берут в тех же каменоломнях, что и 200 лет назад. И строят добротно и профессионально там рабочие в кирзе без страховки по лесам не бегали. Все достоверно и качественно, и это очень важно для тех, кто будет ходить мимо и будет, как я сейчас, об этом рассказывать. А если
Но вот перед нами Кремль, а он, по крайней мере с этого места, не производит впечатления случайной вещи, говорю я.
Чудо из чудес, когда из сооружений многих эпох складываются такие ансамбли, но обычно все происходит
Создается впечатление, что город развивается по правилам карточной игры, где нельзя угадать, что выпадет дальше. К тому же очевидно, что некоторые из окружающих нас строений появились на свет в результате явного передергивания. Говорят, что в картах за такое канделябром по морде бьют.
Так ведь все, что происходит в картах, тоже жизнь. Если ты хороший игрок, то складываешь из случайного набора удачную комбинацию. Но на самом деле мы знаем, что в картах и мухлюют, а это тоже часть культуры, хотим мы того или нет. Архитектура не идеальная профессия, но сообщество должно быть организовано так, чтобы даже мысль о мухлевании не приходила в голову.