В практике часто встречается такая ситуация, когда родители жалуются на неусидчивость детей. Обычно за этим стоит понятное всем нам желание видеть своего ребенка еще более старательным. Но иногда эти жалобы абсолютно оправданны. Бывают дети, которые не могут заниматься никаким делом дольше десяти минут, постоянно бегают, беспрерывно болтают, плохо засыпают вечером и с трудом встают утром, быстро возбуждаются и долго успокаиваются. Их эмоциональное состояние меняется каждые пять минут от смеха до слез и обратно. При тестировании можно обнаружить быструю утомляемость и истощаемость. Хотя эти особенности поведения формируются в раннем возрасте, обычно родители осознают это как проблему только при поступлении в школу. Дома или в детском саду требования к обучению малыша еще не так высоки, и потому взрослые не придают большого значения импульсивности и неусидчивости ребенка. Чаще всего такие особенности присущи мальчикам, но и девочек эта напасть не обошла стороной. К сожалению, таких детей с каждым годом становится все больше. Как же помочь ребенку? Конечно, ему необходима поддержка невропатолога, но не менее важно правильно выстроить его режим. Ведь будущее таких детей сильно зависит от условий, в которых они растут.
Однажды ко мне на прием пришла мама именно такого первоклассника. Ей хотелось помочь малышу преодолеть школьные беды, и ради этого она даже уволилась с работы. Целыми днями мать занималась только ребенком: делала с ним уроки, не давая ему отвлечься, следила, чтобы были выполнены все задания, и не разрешала пропустить в школе ни одного дня. Но дела шли хуже и хуже: на уроках сын стал засыпать прямо за партой, а дома не мог написать даже самое простое предложение или выучить короткий стишок. Разумная мама решила прибегнуть к помощи психолога.
Хотя эта женщина старалась делать как лучше, но между тем делала все неправильно. Дело в том, что самое главное – дать такому ребенку возможность отдыхать, и именно этой цели должен быть подчинен весь режим.
Прежде всего ребенок должен хорошо высыпаться. Но так как на усталость такой малыш реагирует парадоксально – перевозбуждением, то понятно, что это непростая задача. Готовиться ко сну надо заранее, за два-три часа. Начиная с этого времени необходимо следить, чтобы малыш занимался только тихими приятными делами. Это может быть чтение, лепка, рисование, спокойные игры, прогулка вокруг дома вместе со взрослыми. Телевизор, шумные игры, а тем более ссоры должны быть полностью исключены.
Следующий этап – приготовление уроков. За них ребенок должен садиться только тогда, когда отдохнет после школы. Идеально, если есть возможность уложить его спать днем. Если такой возможности нет – надо пообедать, погулять и спокойно поиграть пару часов. Во время приготовления уроков нельзя требовать от малыша сосредоточения на чем-нибудь одном. Разложите на столе все учебники и отводите по нескольку минут на разные предметы, не бойтесь менять тему. Не успели выполнить задание – вернетесь к нему позже. Каждые двадцать минут надо устраивать перерыв, занимая ребенка чем-нибудь приятным. Такой подход поможет восстановить его силы.
Еще одна проблема – школа. Шумный, непоседливый ребенок часто раздражает учителей. И тут важно не допустить конфликта. Лучше сходить в школу, не дожидаясь, пока отношения войдут в фазу войны. Объясните, что это не плохое воспитание, а особенности физического состояния. Обычно нормальная учительница вполне готова понять вас и знает, как помочь малышу на уроках. Такого ребенка надо сажать за первую парту – так учителю легче следить за тем, как он понял задание и делает ли его. Если есть возможность, стоит отдать ребенка в класс коррекции, где ему будет позволен выходной в середине недели. Учтите еще, что такие дети плохо переносят транспорт, смену погоды, шумные сборища, и давайте им отдохнуть после подобных встрясок. Успеваемость от этого только улучшится.