Похоже, в ближайшее время нас ждет новый радийный бум: Минпечати России объявило о выставлении на тендер восьми радиочастот FM-диапазона. Биться за новые частоты собираются 25 радиокомпаний, среди которых особо выделяются три «монстра»: «Проф-Медиа» («Авторадио» и «Энергия»), «Русская медиагруппа» («Русское радио», «Русское радио-2» и «Динамит FM») и «Европа Плюс».
Кому из них достанутся новые куски радийного «пирога», выяснится в конце лета, когда пройдет окончательный этап конкурса. Но уже сейчас можно сказать, что отношения между коллегами-конкурентами обострились до состояния тихой войны, ведь на кону стоят миллионы. Вернее, около сотни миллионов долларов – именно в такую сумму эксперты из Ассоциации рекламных агентств оценивают возможные прибыли от размещения рекламы за счет расширения радиорынка.
Однако оставим дележ чужих миллионов. Нас, простых радиослушателей, все же больше интересует, каким новым продуктом порадуют радиомагнаты? Что изменится в столичном эфире, который, несмотря на обилие станций, выглядит скорее как смотр художественной самодеятельности в исправительном учреждении.
– Думаю, в Москве в скором времени может появиться много разноформатных станций, – считает Наталья Синдеева, генеральный продюсер радио «Серебряный дождь». – В эфире нет ни роковых станций, ни станций, вещающих кантри-музыку, ни станций с форматом easy listening. Еще я слышала мнение, что слушателям не хватает гендерно-ориентированных станций: радио для мужчин, радио для женщинѕ Словом, возможных невостребованных форматов очень много. Другой вопрос, насколько все это окупаемо. Практика показывает, что станции, рассчитанные на массового слушателя, как правило, не выживают. Хотя, с другой стороны, я бы очень хотела заняться созданием детского радио – с детскими передачами и детской музыкой. Конечно, рентабельность у такой радиостанции была бы не очень высокой, но попробовать все-таки стоило бы...
Иного мнения придерживается генеральный директор радио «Европа Плюс» Александр Полесицкий:
– Появление чего-то нового в эфире вряд ли возможно. FM-вещание будет развиваться как преимущественно музыкальное, появление же удачных и перспективных немузыкальных проектов вообще маловероятно. Причина проста: задача извлечения прибыли из эфира решается сегодня только путем производства массового продукта среднего качества, рассчитанного на аудиторию большого объема. Кроме того, уверен, ориентация на среднего потребителя приведет к еще большему увеличению разрыва между российским и зарубежным музыкальным радиорынком. Музыка, популярная сегодня в Европе и Америке, практически отсутствует в российском эфире. В наши уши по-прежнему будут забивать мелодии 80-х и начала 90-х годов, российскую телевизионную попсу и скандинавскую популярную музыку. И дело тут в том, что сложившуюся сегодня ситуацию в FM-диапазоне можно охарактеризовать как глобализацию и унификацию. Это означает поглощение отдельных станций медиаконцернами. Так, сегодня только четыре станции из более чем двадцати негосударственных FM-радиостанций не входят в состав какого-либо холдинга. Цель этого процесса – отнюдь не забота о потребностях слушателей, а увеличение рекламных возможностей. В радиохолдинг собираются проекты, ориентированные на разные целевые аудитории. Чаще всего разделение происходит по возрастным группам. Тогда компания, чья продукция, скажем, пользуется популярностью у молодежи, размещает свою рекламу не только на соответствующей станции, но и в качестве бонуса получает возможность по низкой цене разместить ее на остальных станциях холдинга, куда бы она сама и не обратилась.
Кстати, возможность увеличения количества частот за счет уменьшения зазоров между ними с 0,4 на 0,2 МГц была изобретена в США в середине XX века именно как способ борьбы с однообразием вещания. Тогда американцы очень возмущались установлением эфирных стандартов – время звучания песни не более 3,5 минут – и говорили о поголовном зомбировании населения и его глобальном отупении.
Алексей Макеев