Фото: Варвара Лозенко
А в городе Лобне при поддержке Министерства культуры Московской области Драматический театр проводит ежегодный фестиваль «Русская классика». Приз фестиваля фигурка Актера Актерыча. Всякий год она немного другая. В прошлом году Актер Актерыч сидел на Жар-птице. Остроумно.
Актеры отомстили истории. Заменили собою мировую элиту заняли в сознании обывателя место аристократии, дворянства. Актеры маленьких театров мелкопоместное дворянство. Нравы мелкопоместного дворянства всегда интересовали добросовестного бытописателя.
Ногинский государственный драматический театр Московской области расположен в самом центре города. Это симпатичное здание со всеми признаками театра широкой лестницей и полированными дверями. Возле дверей перед спектаклем собираются немолодые нарядные женщины основная аудитория театра. Я заметила, что в последнее время публика относится к посещению театра
За кулисами Ногинского театра всякий наблюдатель почувствует уместное волнение. Сколько для неофита прелести в театральных коридорах. В закоулках закулисья! Сидишь в шелковых лилиях рядом с цилиндром, а со сцены выбегают дети Мельпомены то благородный отец, то преступная мать, то резонер, то простушка.
Красавец в визитке ходит взад-вперед и, наверное, репетирует. Повторяет на разные голоса: «
Из гримерной спускается человек в бутафорской шубе в крахмалах и говорит: «Да ну, играть на пердячем пару!» (без вдохновения актерск.) и уходит в волшебство, в аплодисменты.
А буфет с красной икрой и советским шампанским, а дамская комната, напоминающая комнату для невест в загсе с зеркалами во все стены, а нарядный занавес, а богатство и прелесть сценического убранства? А какой густой благородный крик стоит на сцене во время спектакля как с первых секунд заорут, так до антракта поблажки себе и не дадут.
А еще бывает ну обниматься, толкаться, объясняться, и никто ни минуточки не филонит, не отдыхает. Я вообще люблю старый традиционный театр, чтобы в зрительном зале было даже немного стыдно за актеров. Не так, чтобы с умным лицом стоять, подтекст изображать, а так, что будьте добреньки с надрывчиком.
В общем, я попала в театр на спектакль «Свадьба Кречинского». Театр в небольшом городе не может себе позволить играть десятилетиями одни и те же спектакли «Свадьба Кречинского» поставлена сравнительно недавно. Два года назад. Чем определялся выбор произведения? Может статься, обилием игровых павильонов в городе? Типа «Денежный мешок» и «Рубикон»? Вот это было бы настоящей победой злободневности. И тогда еще одеть героев в современное платье, а Кречинский будет каким же светским гаером? ну, пускай якобы будет вхожим в администрацию города!
Никогда такого не будет (да и слава богу). Потому что администрация города для театра вовсе не пустое слово, и вообще театр городская гордость.
Злободневности же отдана дань спектаклем «Савельевы». Пьесу написал главный редактор районной газеты «Волхонка» Евгений Мажан «на местном материале». Это взволнованный рассказ о трех поколениях офицерской семьи ногинчан. Глава семьи, комбат Савельев, погиб под Кенигсбергом, дочь, военный медик, в кабульском госпитале потеряла возлюбленного, боевого летчика, сын их тяжело ранен в Чечне.
Первоначально героями пьесы были и губернатор области Борис Громов, и мэр Ногинска Владимир Лаптев, но потом генерала Громова заменили собирательным образом военачальника, возлагающего венок, а мэр города появляется в спектакле в реальной ипостаси в кадрах кинохроники, каковыми изобилует интереснейшее зрелище. Это представление фантастически популярно. Там много авторских песен на военно-патриотическую тему, спектакль вышибает близкую слезу лучше передачи «Жди меня», говорит со зрительницами на понятном языке телесериала, фильма «Офицеры». Близкий типаж очень важная находка для кинопроизводства, для театра и тем более для маленького театра. «Девушка с соседней улицы» так определяют удачно найденный социальный тип в Америке, а в России «парень из нашего города».
Актеры спектакль этот уважают, но не очень любят. Потому что актеры Ногинского театра люди рафинированные. В труппе 30 человек. Не хватает юношей, зато много талантливых девиц. Четыре выпускника Щепкинского училища, однокурсники
Надежда Васильева сухощавая блондинка. Но это сдержанная женская характеристика. Пусть она будет нервной, тонкокостной, пусть ее черная сатиновая юбка, надетая для урока фехтования, пронзит сердце любого подмосковного юнца. Почему Надежда поступила в труппу Ногинского театра? Потому что в театре целых три актерских общежития, а актриса родом из Таганрога. Кто звезда ее курса? Бероев. Многие ли девочки остались в Москве? Настя Кутасова в «Современнике», Маша Скосарева у Калягина, Катя Королева в МХТ.
При мне Надю посредством телефона звали в рекламу «Чудо-йогурта» жаль, если не утвердят! Реклама серьезная подработка. Но удачливых работодателей интересует длина Надеждиных волос. В рекламе «Чудо-йогурта» юная мамаша, умиляющаяся спелым персикам, всегда высокая длинноволосая блондинка с жестким, западного типа, лицом. Это потому, что первую рекламу снимали в Новой Зеландии с местными актерами. Надежда считает нормальным раз в месяц обходить «Мосфильм» со своим портфолио она предлагает себя в сериалы. Есть достижения, эпизоды, съемки. Скоро выйдет на экраны сериал Грамматикова «Аутсайдер» поищите там актрису Васильеву.
Недавно начали приглашать подмосковных актеров и на программу «Час суда» так что после закрытия «Окон» подмосковный актер все без куска хлеба не останется.
Один из ведущих актеров Ногинского театра, заслуженный артист России Виктор Башинский, однокурсник Меньшикова. Он любит популярного однокашника. У Меньшикова большое разработанное лицо русского интеллигента, готового и в пир, и в мир, и к Михалковым в гости. И у Виктора большое красивое подвижное лицо такое, прости господи, сходство, что я подумала может, есть некий общий образ поколения? Курса? А потом рассудила что ж, парням под пятьдесят, хлопочут ликом тридцать лет подряд. Понятно, в минуту отдыха лица кажутся одинаково распущенными, свободными. Ну сказали парням: «Вольно!»
Двадцать пять лет работает Виктор Башинский в театре. Говорит, даже друзей вне театра у него нет. Зато в Ногинске он человек популярный его в магазинах узнают. А почему выбрал Ногинский театр? Потому что в театре есть общежитие! И дети его родились в нем.
Ногинский театр один из тех, куда можно зайти на минуту и уйти через тридцать лет. В нем действительно все признаки профессионального театра. В нем есть актерские группировки. Есть даже интриги. Нет главного режиссера, зато есть умный актер Андрей Троицкий отточенность его формулировок подсказывает мне, что он балуется литературой. Значит, театр уже обрел свой голос. Никто не будет забыт, всех обос т. Но ведь это и есть золотая проба театра чтобы трагедия была не только на сцене, но и за ней.
И знаете ли вы, что это последний театр Валентины Серовой? Говорят, это единственная актриса, которой разрешали выходить на сцену пьяной, потому что московская элита, старые ее друзья, специально приезжала в Ногинск, чтобы увидеть ее на сцене пьяной. Правду говорят, что актерская дружба самая крепкая!
В то самое время, пока мы в Ногинске пленяемся областным драматическим искусством, в городе Долгопрудном ждет взыскательного критика муниципальный театр «Город».
Самые громкие премьеры театра «Чайка», «О женщинах» (по произведениям А. П. Чехова), «Пизанская башня». В театре понимают, что основные театральные зрители дамы. Женщины и дети. Один честный подмосковный театр так себя и назвал: «Театр семейного посещения».
Разумный маленький театр сейчас может успешно работать как глянцевый женский журнал с некоторым уклоном в сторону дамских интересов и семейных ценностей. Почему бы не поставить спектакль по школьной программе, а в довесок крепкую мелодраму? Спектакль «Пизанская башня» по пьесе Птушковой находка для театра. В течение двух часов стесненные пространством сцены и предполагаемой площадью маленькой типовой квартирки (а в Долгопрудном очень много маленьких квартир, он застроен пятиэтажками) муж и жена (прораб и библиотекарша) выясняют отношения кто кому испортил жизнь?
В труппе 10 человек. Шесть юношей и четыре девушки. Актеры (они же иной раз и режиссеры) в основном окончили МГУК (Московский университет культуры) по кафедре режиссуры и актерского мастерства. Образование скромное, но дающее право заниматься профессией. В театре нет сейчас главного режиссера. Лучший из былых режиссеров Владимир Красовский (ныне вице-президент ассоциации муниципальных театров Подмосковья) ставил очень недурные спектакли. Директор театра говорит, что спектакли были хорошие, но их было мало.
Восклицает: «Он не умел продавать спектакли, творил для своего удовольствия, в тряпочку!» Актеры вынуждены были зарабатывать на жизнь сами. Они самодеятельно ставили маленькие спектакли и показывали их в детских садиках. Потом была Татьяна Панфилова, и она поставила «Чайку».
«Чайка» у Панфиловой крепкая, упитанная, летает ровно и низенько ищет добычу, ловит трепетные сердца. Но все остальные спектакли Татьяны труппе не нравились поэтому родилась идея, что «Чайку» Панфиловой помогал ставить супруг, Панфилов В. В. Тоже режиссер. Между прочим, я знавала
Теперь Долгопрудненский театр стал мощной структурой, агентством по организации торжеств и праздников. «Сейчас, через пять лет, говорит директор театра Жаннета Владимировна Арутюнян, мы заслужили право считаться городскими монополистами на такого рода услуги».
«Только в марте, продолжает она, 74 мероприятия. Я сама воспитала ведущих. Раньше актеры пытались заработать сами: два-три раза подряд их приглашают на свадьбы и на юбилеи, они начинают верить в свою деловую звезду, с восторгом увольняются из театра, и что же? Чаще всего лишаются и постоянной работы, и заказов. Они же не представляют, насколько тяжела административная составляющая такого рода деятельности. Держать клиентуру, иметь постоянную рекламу, обеспечивать соответствующий уровень! Я все беру на себя, предоставляю актерам все необходимое заказ, машину, сценарий ведения праздника, аппаратуру и звукооператора. И даже и с таким обеспечением трудно было доказать актерам, что все заказы должны оплачиваться через театр! А между прочим, актеры, которые сами начинают вести свадьбы, спиваются через полтора месяца».
«Господь с вами, Жаннета, они же не чукчи!»
«А вот зря не верите!» Далее Жаннета Владимировна высказалась в том смысле, что халява и гиперборея погубит.
Перед Новым годом актеры подписывают Жаннете Владимировне специальную бумагу, что они обязуются не пить все рабочее время (а под Новый год рабочее время хоть до утра). «Иначе, говорит директор, я не оплачиваю весь праздничный период. Ненавидят меня, а держатся кому охота пропустить самый благодатный месяц в году?»
Что ж, очевидно, подмосковные театры неоднородны. Долгопрудненский театр более легонький, тяготеет к финансовому благополучию, Ногинский же театр к весомому столичному академизму.
Лев Серебряков служит в труппе театра «Скоморохи». Не будем говорить, где он находится. Это муниципальный театр, то есть зарплату актерам платит город. Средняя зарплата десять тысяч рублей. Столько же получают актеры в Ногинском драматическом (если не считать доплат за звание, персональных ставок и прочего) и в театре «Город».
«Скоморохи» театр заброшенный. В нем (опять же) нет главного режиссера. Зато есть директор главный для маленьких театров человек. Актеры сами ходят на дипломные спектакли ГИТИСа, приглашают мальчиков с режиссерского «поработать с ними», но директор Евгения Миронос не всегда бывает довольна. Ей кажется, творческие амбиции молодежи не совпадают с чаяниями зрительской аудитории. Очевидно, в рабочем городке не имеет смысла ставить Ионеско высокого бы стиля немножко.
Или чего-нибудь героического, но социально близкого. Директор купила книгу «Бригада» и составляет театральную композицию. А то премьерные спектакли театра «Макбет» и капустник ко дню рождения мэра города.
Лев Борисович старейший актер театра. Сорок лет на сцене, любимое амплуа «неблагородного отца». Окончил Щукинское училище. Сообщает: «В актерских династиях почти все дети красивые. Потому что много десятилетий самые красивые девочки из всех деревень и маленьких городов страны ехали в Москву учиться на артистку. Это такая ротация физиологической элиты, которая никакому спорту или подиуму не снилась. Мы помним время, когда все стрекозлы столицы собирались в июне возле садиков и скамеечек во дворах театральных училищ, чтобы подбирать плачущих абитуриенток. Эти девочки потом формировали клан столичных содержанок, кокоток, иногда партийных жен. Мы в шестьдесят восьмом году, будучи студентами Щукинского училища, ходили бить этих гаеров».
Он говорит: «Интриги в театре Скоморохи кажутся мне детским садом. Неосновательно все устроено. Вот в прошлом году в театре погиб актер повесился
«Но может быть, отличается атмосфера большого и маленького театра?»
«А я откуда знаю я в больших не работал. А сам пережил вот что я с 20 до 40 лет немного пил. Похмелье необыкновенно смягчает нравы. Например, подерусь я с
В театре «Скоморохи» директор не выдумала никакого способа увеличивать актерский доход. Красота и молодость героев, соблазны близкого большого города сделали свое завораживающее дело в общем, актеры подрабатывают преступной любовью. «В театре Антону всегда достаются роли принцев и героев. Поскольку Антон красив той благородной красотой, непременным атрибутом которой являются кудрявые волосы, мягко обрамляющие высокий чистый лоб, и теплый взгляд небольших, но честных глаз. Внешность Антона подкупает». Так написала о молодом актере талантливая журналистка. Талантливая, потому что следом она написала вот что: «Молодой актер признается, что подрабатывает сутенерством».
А одна из ведущих актрис (Розалинда, Красотка Сью, Нина Заречная) в свободные вечера работала консуманткой в кафе на Бауманской. Это кафе с номерами, девушки не отказывают посетителям. Она говорит: «Как актриса я очень выигрывала. Работает всякая психологическая технология. Я умела не понравиться плохим клиентам и привлечь завидных. Но вот меня бросил муж (красавец, тоже актер) я запила, неделю лежала в кровати. В театре поняли и простили, а из кафе уволили дисциплина »
Во время подготовки этого материала я познакомилась с актрисой, у которой за 10 лет работы в театре было две роли: «второй жучихи» и «ослика с грустными глазами». Прелестная женщина. «Театр, говорит, маленьким не бывает». А актер?
Актерство такая странная работа для маленького человека. Но вот Надежда Васильева считает, что плохой актер скорее достигнет успеха, потому что для него важен «вторичный престиж профессии».
Серебряков говорит: «Я работал в театре в городе Чехове. Назывался он воинственно Театр русской культуры. Однажды там подвал залило. Так в местной газете написали: «Труба прорвалась, и сантехник окотился».
«Это вы к чему?»
«А чтобы вы не воображали. В подмосковных газетах каждая рецензия начинается фразой Любите ли вы театр, как люблю его я? А один журналист приноровился писать: Об этом спектакле говорили только в восхищенных степенях. Я в табель о рангах предлагал внести позицию: артист восхищенной степени. А ваша Московская правда чего пишет?»
«Помилуйте, отчего наша?»
«О маленьких артистах пишут маленькие журналисты неизвестно, кто над кем дольше смеется!»