Татьяна Каргина, эколог, координатор проекта EcoWiki, организатор марафона городских действий «Делай сам»
— Что это за марафон такой?
— Есть международная группа молодых людей —«350» — у них фокус на изменение климата. Они придумали Международный день действия, который провели 10 октября 2010 года, то есть 10/10/10. Смысл акции очень простой: люди на своих местах выходят и делают какие-то очень конкретные дела — сажают деревья, убирают мусор, устанавливают солнечные батареи. Их никто не организует — люди сами делают то, что им по силам. Мне и нескольким друзьям-активистам это показалось правильной схемой, и мы провели 10/10/10 в России: прошло около 60 акций в Москве и 100 по всей России. Это были конкретные маленькие дела: мы, например, сделали в десяти московских парках пункты раздельного приема отходов. Нам понравилось, и теперь мы этим занимаемся круглогодично, вне зависимости от марафона. Марафон — это событие раз в полгода, когда мы презентуем всё, что мы делаем, и встречаемся с другими людьми, которые тоже что-то делают. Такой форум в средневековом смысле: как рыночная площадь, на которую люди приходят и говорят — «у меня вот это есть, вот такая идея, давай меняться».
— И какие проекты сейчас есть?
— Света Сдвиг, например, занимается созданием альтернативного рынка: бесплатными ярмарками Really Free Market и бесплатными вегетарианскими кафе — за пожертвования. Антон Make занимается великами, дизайном и стрит-артом, Надя Твердая — уборкой в парках, Маша Храмцова из проекта Let's Bike it — в прошлом году она пришла на фестиваль просто как посетитель, после этого сменила работу (она работала в банке), и вектор жизни у нее изменился. Маша Белоус работала в коммерческой компании и в какой-то момент пошла в соседний парк «Кузьминки» и сказала, что будет делать там пункт приема раздельного мусора, а потом его вывозить. Сейчас это превратилось в ее профессию: она создала организацию и занимается только этим. Есть люди, которые устраивают развлекательные акции — ночные велопробеги, экологические игры.
— А марафон чем вам помогает?
— Ну вот мы договорились с парками, что организуем им раздельный сбор отходов, и потом поняли, что нам на каждый парк нужно по три-четыре человека, а у нас их не было. Мы написали на нашей странице в интернете, что нам нужны кураторы, — отозвалась куча людей, которые до сих пор в этой истории участвуют. Мы провели им тренинг, а дальше они всё сделали сами. Эти пункты сбора пользовались бешеным успехом — одна бабушка принесла 50 кг макулатуры, которую она хранила и не знала куда деть. После этого мы поняли, что эту историю надо продолжать. После акций «10/10/10» появилась коалиция ProОтходы, которая объединяет множество групп, занимающихся темой мусора. С тех пор в решении проблемы отходов мы дошли до осознания лоббистских задач — что надо ходить в департамент и съедать чиновникам мозг.
— То есть без взаимодействия с чиновниками ничего не получается?
— В идее «сделай сам» есть тонкая грань: «от чиновников нечего ждать, мы всё сами сделаем» — это крайность. Я не хочу работать за чиновников. Мы отказались от идеи уборки парков именно потому, что на это выделяются бюджеты, — просто люди, которые должны это делать, этого не делают, плюс есть места отдыха, которые ни за кем не закреплены. И наша задача — лоббистская: чтобы у неубранного мусора был ответственный. Мы поняли, что самостоятельно на постоянной основе раздельным сбором отходов заниматься невозможно, потому что не хватает ресурсов и существует зима. Мы собрали информацию обо всех существующих пунктах сбора мусора, волонтеры на велосипедах объехали и проверили их адреса, как они работают, что принимают, составили базу и к зиме на сайте ProОтходы ее вывесили. Но мы не можем прийти в парк самостоятельно, с улицы, нам каждый раз нужно письмо из департамента природопользования и окружающей среды.
— А как на вас чиновники реагируют, рады вас видеть?
— Темы отдельного сбора, в отличие от уборки мусора, до недавнего времени вообще не звучала в городской повестке. Когда ушел Лужков, пришел новый руководитель Антон Кульбачевский (департамент природопользования и охраны окружающей среды. — БГ.). Он написал в своем блоге, что тема отдельного сбора отходов очень важна и он хочет узнать, насколько люди к этому готовы. В ответ ему выложили десять проектов, которые этим занимаются и в которых, по нашим оценкам, примерно десять тысяч активистов.
— Лично ваш проект как с его департаментом сотрудничает?
— Поскольку наши инициативы уже знают, департамент отправляет к нам администрации парков консультироваться насчет подрядчиков. Но мы понимаем, в какой стране живем и что вся эта история очень коррупционноемка, и наша задача сейчас не стоять в этих парках волонтерами, а добиваться того, чтобы мы могли осуществлять мониторинг, проверять, какие компании осуществляют вывоз, действительно ли они занимаются вторичной переработкой.
— Зачем вам чиновники – понятно, а чиновникам от вас какая выгода?
— Когда мы поняли, что нужно заниматься законодательством, добились встречи с человеком, который в Госдуме занимается экологией. Он нас выслушал и говорит: «Деревья сажать — не интересно, мусор — не интересно, а пластиковые пакеты давайте обсудим», - потому что планируется принятие закона о запрете пластиковых пакетов, но комитет по экологии опасается, что такой закон вызовет массовое недовольство населения. Вот на таком совпадении интересов депутаты и готовы сотрудничать. И это не единственный пример. Володя Кумов участвует в группе по разработке муниципального закона по велодвижению в Москве, мы участвуем в разработке федерального закона по упаковке.
— Какой статус у вашего взаимодействия с властью?
— Это неформальное сотрудничество. Но письмо из Госдумы с поддержкой наших инициатив облегчает работу. У людей же во многом советское сознание: они иначе относятся к инициативам, когда видят письмо с гербовой печатью — неважно, что такие письма не более чем слова.
Антон Make Польский, художник, дизайнер, автор манифеста «Москва-2020», организатор марафона городских действий «Делай сам»
— В чем идея манифеста «Москва-2020»?
— Прошлой весной власти приняли Генплан-2020. Безотносительно к содержанию этого документа, мне не нравился сам подход: кто-то что-то придумал и решил за меня, в каком городе я буду жить в ближайшие 10 лет. Мне захотелось сформулировать видение того же плана, только более амбициозного и с учетом собственных интересов. Вот, к примеру, нравится мне кататься на велосипеде — выясняется, что это в тренде да еще и транспортно осмысленно, и почему бы не сделать велосипед основным элементом развития города? Или — нравится мне стрит-арт, и я понимаю, что он может играть важную роль в градостроительной политике, — и я также объявляю его ключевым моментом. А есть еще другие люди, которые чего-то хотят и в чем-то разбираются, почему бы нам не собраться вместе и не прописать все наши пожелания? А потом еще и частично реализовать: нарисовать, например, велодорожки, убедить чиновников и бизнесменов в том, что это выгодно. Мы сели с коллегами и все свои идеи оформили в манифест, который дальше можно корректировать, — это не конкретный план, не альтернативный генплан, а подход. Он объединил какое-то количество людей из разных областей, и благодаря ему появилась база у марафона, который фактически является поддержкой манифеста.
— И много у вас единомышленников?
— Главное — не массовость, главное научиться договариваться с людьми, с которыми у вас разные точки зрения. Это действительно сложное умение: в России полно либеральных политиков, которые не могут друг с другом договориться двадцатый год. Вот у меня был недавно отличный опыт: мы с участниками Союза молодых архитекторов переиначивали манифест под Северный округ. Когда есть конкретные задачи и цели, возникает ситуация диалога: можно говорить про конкретные плюсы и минусы той или иной идеи и системы, потому что есть критерий — эффективность, а не слова о том, правильно это или нет.
— Генплан по сути адресован городским властям, а ваш манифест для кого написан?
— Манифест — это про инициативы снизу, про то, что власти ни фига не делают и хочется отсюда валить - с одной стороны. С другой — чего-то пока не валится, и раз не валится, то, может, надо что-то сделать. А когда начинаешь что-то делать, кажется, что если еще поделать, то в целом, может, и неплохо будет. В Москве возможно много амбициозных перемен, только надо реально сильно впрягаться.
— У вас получается?
—Если даже взять велосипедное движение, то за год довольно многое изменилось: стало гораздо больше шума, проектов, парковок. Но мне больше интересно даже не развитие этой инфраструктуры — до того момента, когда здесь будет комфортно ездить на велике, пройдет очень много времени. Велосипеды — это символы чего-то большего, общего подхода к жизни в городе.
— А с чего вы вообще начали заниматься общественными делами?
— Началось все с велосипедной карты Use\Less. Я с детства люблю карты и езжу на велике, у меня давно была идея сделать велосипедную карту Москвы. В прошлом году я ее сделал и выпустил тиражом 250 экземпляров. Журналисты обратили на нее внимание, и оказалось, что она многим нужна. Это был скорее арт-проект, и вдруг из него получился социальный — бесполезное стало полезным. Благодаря ему я познакомился с кучей народа, в частности с Таней Каргиной из EcoWiki. Они пригласили меня поучаствовать в организации Дня действий в Москве 10/10/10.
— Ваш марафон и манифест – пример того, как в обществе в последнее время происходят заметные сдвиги ориентиров. Как вы думаете, что произошло?
— Раньше все играли в одну игру: победитель тот, кто откроет хороший ресторан или show-room — все, что связано с модой и самоидентификацией. Теперь тот же подход пытаются переложить на публичные пространства. Но публичные пространства без публики не работают, их нельзя просто сделать «чистенько-красивенько». Есть конкретные люди – их, конечно, можно задвинуть в сторону, но изменений на качественном уровне без них не происходит. Сейчас — мода на публичные пространства, на те же велосипеды, а меня волнует, что дальше будет. Пару лет назад я ездил на работу на велосипеде — это выглядело фриковством. А сейчас вдруг выясняется, что моя велокарта всем нужна.
— Разве это плохо?
— Дело в другом. «Стрелка», парк Горького — с одной стороны, это круто, это изменения, которые должны происходить. Но для меня public — не только потребление, но и возможность взаимодействия. Вот есть хипстеры с LookAtMe — мне, безусловно, импонирует их качество подачи; а есть экологи, которые часто выглядят, мягко говоря, не модно, и большинство их концепций часто выглядят однобоко, может, даже убого, часто у них мало иронии. Но в стиле fashionable проектов мне не хватает душевности, которая существует в экологическом движении. Та же «Стрелка» позиционирует себя как публичное место, но она отсеивает людей, которые не в теме, — в итоге ее публика очень однообразна. Нынешние изменения делаются людьми, которые на протяжении последних десяти лет занимались обустройством своего дома, своего стиля, своих поездок. И эта потребительская идеология с делением на качественное и некачественное, недостойное никакого внимания перекочевывает в город. Когда умные модные люди считают цинизм хорошим тоном, меня это раздражает даже больше, чем убогость города. Конечно, я тоже играю в ту же игру, но я стараюсь воспринимать людей как союзников.