«Нет, мы с вами не будем «пить кофэ». Лучше встретимся в какой-нибудь библиотеке», — краевед Сергеев меня передразнивает, потому что не имеет привычки встречаться в кафе и даже, наверное, считает ее вредной. Сошлись на Царицынском парке. Игорь Николаевич Сергеев — очень активный краевед. Он написал несколько книжек и сотни статей по истории Москвы, входит в десятки общественных советов и клубов, организует лекции в районных библиотеках и пишет письма Собянину. Последний эпизод, из-за которого мы и встретились, касается не только маленького старомодного мира просветительства, но и политики — как минимум культурной. Краевед Сергеев добивается справедливости по отношению к участникам войны 1812 года, захороненным на Кутузовском проспекте, и обвиняет московские власти в фальсификации памятника.
Эта история началась несколько лет назад. Московские власти решили снести обветшалое здание школы №56 на Кутузовском проспекте. Школу построили в 1927 году, тогда она называлась «Средняя школа №1 имени десятилетия Октября». Теперь на этом месте стоит новое, красивое здание — во всяком случае, столичные чиновники считают его красивым: евроремонт всегда будет им милее конструктивизма 1920-х годов. Два года назад под фундаментом нашли человеческие останки. Вызвали археологов и рапортовали: найдено захоронение героев 1812 года, участников Бородинской битвы. Останки перенесли на Введенское кладбище и установили обелиск — как раз в преддверии празднования двухсотлетия победы.
Под школой находятся уже много раз перекопанные остатки православного Дорогомиловского кладбища, никакого отношения к войне 1812 года не имеющие, а настоящие герои Бородинской битвы еще в 1950-е годы были закатаны под асфальт во дворе другого дома
Краевед Сергеев заинтересовался и произвел собственное расследование. Археологи действительно делали экспертизу захоронения, но «никаких признаков, позволяющих отнести обнаруженные разрозненные останки к группе воинских захоронений и связать их с событиями 1812 года, не выявлено» — так написано в письме, которое они прислали Сергееву по электронной почте.
Игорь Николаевич и другие краеведы неутомимо писали письма наверх и говорили разным местных газетам, что под школой находятся уже много раз перекопанные остатки православного Дорогомиловского кладбища, никакого отношения к войне 1812 года не имеющие, а настоящие герои Бородинской битвы еще в 1950-е годы были закатаны под асфальт во дворе другого дома. Московские власти долго молчали, и складывалось ощущение, что они так никогда и не заговорят с краеведами.