Иллюстрации: Петр Уманский
Лев Рубинштейн: За подотчетный период много чего разного случилось. Я пробыл два дня в прекрасном городе Киеве. Там, помимо всего прочего, меня поразили абсолютно человеческие физиономии милиционеров. По контрасту, разумеется.
Кое-что произошло и в стране.
Какая-то движуха происходит в так называемых творческих союзах. То отдельно взятые архитекторы, то отдельно взятые композиторы выступают с открытыми заявлениями о том, что, если их будут без них женить, то есть оптом записывать в путинский «Народный фронт», они покинут свои союзы. Союз архитекторов, кстати, общим своим собранием от этого фронта отбился.
Или вот, например, Прохорова сделали (не говорить же, что избрали!) начальником Оппозиции Его Превосходительства. Не знаю, как у тебя, а у меня такая «политическая жизнь» ничего, кроме повышения кислотности, в организме не вызывает.
Вот только я написал эти слова, как тут же, прямо вот сию секунду, получил по почте от своего приятеля плакат, выполненный художником Добровинским. На плакате красуется физиономия Прохорова, а внизу зажигательные слова: «Голосуйте за Бравое Тело».
Как тебе все эти «бравые тела»?
Григорий Чхартишвили: Нормальные тела. А чего ты ждал? Что Прохоров на броневик полезет? Ну появился при администрации президента или Белом доме «либеральный» филиал — и ладно. Мы с тобой в него не пойдем, но я за них, может, даже проголосую. Так уж, из уважения к призыву Навального идти на выборы и голосовать за кого угодно, кроме «Единой России». А впрочем, как ты помнишь, ленинградская гэбуха тоже в свое время рок-клуб скреативила, чтоб стоять у руля молодежных настроений, — да с переменой ветра кораблик поплыл в другую сторону. Поглядим, куда со временем выплывет эта «Партия умеренного прогресса в рамках законности» (© Ярослав Гашек).
Ладно. Прохоровский «проект», по-моему, событие малосущественное, тратить на его обсуждение наше с тобой время неохота. Я хочу вернуться к теме нашего прежнего разговора: про две России и про «правильный патриотизм».
Россий и в самом деле две, они уже двести лет между собою воюют, и примирение невозможно. Пора оставить всякие иллюзии на этот счет. Никогда Бенкендорф не обнимется с Чаадаевым, Бердяев не подружится с охранкой, а Сахаров не договорится с Андроповым. Пришло время сказать себе: есть Мы, и есть Они. У каждой стороны свое представление о правде, об этике и эстетике — вообще о жизни. Эти люди относятся к нам как к врагам. Давайте же и мы будем относиться к ним так же. Сейчас они захватили — без выборов, без общественного согласия — власть в нашей стране. И добром ее не отдадут, даже не поделятся, будут лишь неуклюже вколачивать клинья в наши ряды. Но власть эта непрочна, потому что она по своей природе шкурная и быстро прогнивает сверху донизу. Если она удерживается на плаву, то лишь из-за того, что наше с тобою сословие плохо исполняет свою прямую задачу.
Л.Р.: Что значит «пришло время сказать себе»? Это время пришло давно, и я давно знаю про «нас» и про «них». С давних советских годов еще. Насчет же «нашего сословия» и его задач — то в чем же, по-твоему, эти задачи состоят?
Г.Ч.: «Сказать» для нашего с тобою сословия означает «сделать», поскольку наше дело и есть слово. В частности, нам пора перестать морщить нос на слово «патриотизм», с которого началась эта дискуссия. Нужно наполнить его нашим содержанием. Раз существует две несовместимые России, то и патриотизма пусть будет два. Нам следует обозначить, какую именно Россию мы любим, а какую ненавидим; что именно нам в ней дорого, а что отвратительно; кто наши герои — а кто антигерои. Мы должны ясно понимать, что помимо двух издавна противоборствующих российских сил, которые твердо знают, чего они хотят и чего не хотят, есть еще собственно страна, большая часть населения которой живет обычной повседневной жизнью, готовая слушать и нас, и их — чтобы сделать выбор. В разные моменты истории этот выбор бывал разным. Вот это и есть поле нашей битвы. Причем если главное оружие наших оппонентов-арестократов — это тюрьма да сума, то наше оружие — Слово. И если им правильно пользоваться, то поглядим, кто кого.
Конечно, кроме слова хорошо бы еще — тем нашим единомышленникам, кто идет в общественно-политическую деятельность, — давать пример достойного поведения, что, увы, бывает далеко не всегда. Пускай те воруют, брешут, бл…дуют, пилят, откатывают и крышуют, а эти должны вести себя так, как пристало порядочным людям.
Вот такая мне видится программа. Скажешь, маниловщина?
Л.Р.: Да нет, в общем. Не то чтобы маниловщина. Все вроде бы правильно и даже вполне бесспорно. Ну не считая некоторой декларативности. Впрочем, это дело персонального вкуса и личного социально-культурного темперамента.
Кстати, о вкусе и персональном темпераменте. Мы ведь без этого — никуда. Мы ведь и распознаем друг друга именно на этом уровне. И не только на уровне слов и фраз. Но и на уровне интонаций. У меня тот, кто говорит «правильные» вещи, но говорит их, условно говоря, перевирая ноты, не вызывает и не может вызвать доверия. Я уверен, что это свойственно и тебе, и многим из «нас». Это и наша сила, и наша слабость. Впрочем, ладно, об этом можно говорить бесконечно, что мы, кстати, и делаем.
А насчет давать пример достойного поведения, тут ты прав, конечно. Да только к кому этот призыв обращен? Мы (ты, я, все наши близкие и не близкие друзья) очень даже стараемся на этом поприще, и у некоторых даже более или менее получается. А вот кто из нас готов идти в упомянутую тобой «общественно-политическую деятельность», кто готов добровольно отказаться от выстраданного и взлелеянного статуса частного человека, кто готов понизить градус собственных представлений о вкусе и стиле ради «общественно-политической деятельности», вот в чем серьезный вопрос. И не надо только говорить, что все это можно сочетать и совмещать. Не поверю.
А вот слова «патриотизм», дорогой Гриша, я все-таки, с твоего позволения, употреблять в сколько-нибудь позитивных значениях все равно не буду. Извини.
«Гражданская позиция» — да. «Гражданская активность» — да.
Ведь граждан, согласись, в нашей стране, учитывая всю ее историю, исчезающе мало. Хотя все они так или иначе на виду и на слуху. Именно поэтому разговоры о гражданской позиции, или тем более о гражданском обществе, всегда инстинктивно враждебны «им». Поэтому «они» всех тех, кто позиционирует себя именно как граждан, а не как подданных, рефлекторно считают врагами.
Впрочем, мы опять о терминах, а не о сути дела. Хотя, может быть, точность дефиниций и есть то главное, что нам досталось?
Г.Ч.: М-м-м. Не соглашусь, пожалуй. Думаю, главное, что нам «досталось», — это все-таки эстафета от наших людей из предыдущих времен. И ощущение, что средства важнее цели. Насчет исчезающе малочисленных граждан тоже не согласен. По-моему, их понемногу становится все больше. Прибывающе много. Хотя процесс, разумеется, небыстрый.
Но не хватит ли умственных разговоров? Вот давай я тебе напоследок сложную шараду загадаю. В стихах, поскольку ты поэт.
Слог первый стек из-под чалмы,
Второй — ступенька звукоряда,
Потом «отрада» минус «рада»,
А вместе — тот, кем станем мы.
Разгадал?
Л.Р.: Разгадал, но не скажу. Да и говорил же я тебе уже многократно, что не люблю я это слово. Не люблю, и все! Даже если оно написано с двумя ошибками, что, конечно же, его несколько очеловечивает. До встречи.