Одна из наиболее распространенных воспитательных практик в России – отдать ребенка на попечение бабушек и дедушек, которыми заботятся о нем, гуляют с ним и воспитывают его, пока родители работают. В последние годы эта практика стала популярной и в Европе: из-за экономических кризиса нанимать няню или отдавать ребенка в детский сад или ясли стало накладно, а бабушки и дедушки с удовольствием готовы прийти на помощь и посидеть с внуками.
Понятно, почему "бабушкино воспитание" устраивает родителей: платить старшему поколению не надо, внуков и внучек все любят, а значит, дети всегда будут под присмотром. Но справляются ли бабушки и дедушки с этой нагрузкой и, главное, как их забота сказывается на развитии детей? В раннем возрасте закладываются многие необходимые человеку навыку, в первую очередь, это когнитивные способности и навыки поведения. Если ребенка не развивать с детства, нагнать сверстников в школе ему будет очень сложно.
Эксперты Туринского университета проанализировали, как на детей влияет "бабушкино воспитание", и сравнили его эффективность с эффективностью детских садов и яслей. В основе исследования – данные Millennium Cohort Study, большого опроса о жизни детей, рожденных в 2000-2001 годах, который провел Centre for Longitudinal Studies.
Оказалось, что в целом воспитание бабушек и дедушек напоминает воспитание родителей. Дети, воспитанные в семье, лучше и точнее подбирают названия к предметам, чем их сверстники, проходившие обучение в детских садах. Но они хуже решают задачки, собирают предметы и справляются с математическими заданиями.
"Бабушкино воспитание" подойдет богатым семьям, а также семьям где у старшего поколения есть высшее образование. Для детей из менее состоятельных и менее образованных семей эффект "бабушкиного воспитания" негативный.
10 тысяч детей
Данные исследования Millennium Cohort Study охватывают 18,5 тысяч британских детей, которые родились в 2000-2001 годы, начиная от течения беременности и родов. В выборку исследователей вошли 18,2 тысяч человек – они исключили из анализа близнецов и детей, воспитанных без мамы.
Дети, воспитанные в семье, знают больше названий предметов, но не умеют находить решение нестандартных проблем
Ученые использовали четыре основные точки отчеты – 9 месяцев, три года, пять и семь лет. В выборку попали 10 тысяч юных британцев.
В основе исследования лежат результаты различных тестов, которые проходили дети и которые направлены на определение уровня развития ребенка. Их спрашивали, могут ли они различать цвета, размеры, формы, буквы и цифры. Кроме того, эксперты оценили словарный запас детей и то, как они распознают различные схемы и узоры.
В рамках исследования эксперты узнали у матерей, кто смотрит за детьми, когда они работают или заняты своими делами. В зависимости от ответов на этот вопрос, всех детей разделили на несколько групп: за одними смотрят родители, за другими ухаживают бабушки и дедушки, у третьих есть няни, остальные посещают ясли, детские сады или школы.
В среднем, получилось, что примерно 22% детей проводят с бабушками и дедушками 20,9 часов в неделю. 19% детей находились на полном попечении старшего поколения.
Домашние дети не готовы к школе
В результате выяснилось, что дети, посещающие детские сады и ясли, больше готовы к школе, чем "домашние" дети. Увеличение количества часов, проведенных с бабушками и дедушками, также отрицательно влияет на готовность к школе.
У домашнего воспитания есть плюсы. Дети, о которых заботятся бабушки и дедушки, в три года лучше подбирают названия предметов. Детские сады и няни снижают количество используемых ребенком слов.
Это же наблюдается и в возрасте пяти лет. Дети, проводившие больше времени в семье, лучше знают названия предметов. Но они хуже готовы к школе по всем остальным характеристикам. Например, они совершенно не умеют находить решение нестандартных проблем.
В семь лет дети, посещавшие детсады и другие образовательные учреждения, лучше считают, лучше ориентируются в различных ситуациях и показывают более высокие результаты по всем видам тестов тестам.
Результаты, правда, сильно зависят от доходов: в состоятельных и образованных семьях дети, воспитываемые бабушками и дедушками, действительно лучше подбирают названия предметов, в семьях с низким достатком и низким уровнем образования этот эффект не наблюдается.