Иллюстрация: Борис Верлоф
Если бы я была ведущей, допустим, еженедельного обзора деловых журналов на каком-нибудь радио, я бы пошла к программному директору и попросила его увеличить продолжительность моей передачи с трех минут до как минимум пяти, потому что деловые журналы вырастают после неприлично долгой зимы, как подснежники. То билборды со слоганом «Без дураков» неожиданно оказываются рекламой наконец-то вышедшего еженедельника Smart Money, то вдруг РБК ни с того ни с сего выпускает свой журнал под оригинальным названием, будто бы подмигивая судящимся с агентством «Ведомостям» не волнуйтесь, мол, хватит на наш век еще статей. По всем признакам рынок периодической печати оживает. Это не только деловые журналы, это все что угодно. Колонка Пауло Коэльо в «Труде» чем вам не оживление и пробуждение. А еще поднимает голову журнал Psychologies это сейчас один из успешных проектов во Франции. С Нового года его довольно тонкую и невзрачную версию вкладывали в Elle, а сейчас он уже выходит отдельно. И специализированные медиаисточники публикуют бодрые пресс-релизы о том, что тиража не хватает, приходится допечатывать. При этом конкретных цифр, конечно, никто не указывает, так что приходится им верить на слово. А еще со дня на день в Москве должна появиться (если уже не появилась), не побоюсь этого слова, газета (!!!), засланная из Питера, с простым, но гордым названием «Спорт». А еще на пепелище журнала Jalouse (чего-то я так и не написала про его январскую смерть) готовятся запустить проект «Секс в большом городе» (хотя это не в счет, это наверняка чушь какая-то). Ну и теперь самое главное. Главное-преглавное. Издательский дом Conde Nast ведет мощную скаутскую политику, проводит многочисленные интервью с соискателями на пост главного редактора журнала
(вот на этом месте я должна встать или скорее упасть на колени в сакральном восторге) Vanity Fair. Это, доложу я вам, один из двух самых главных и самых прекрасных журналов в мире (другой The New Yorker). Там работают все главные фотографы от Энни Лейбовиц до Херба Ритца, все главные писатели там могут запросто получить 50 тысяч долларов за заметку. Ежегодно пара-тройка статей из этого журнала превращается в прекрасные фильмы. Ну и так далее. И это всегда была самая хрупкая мечта сделать русскую версию этого журнала. Пока у нас роль этого журнала играет (слава богу, что с годами все менее заметную) «Караван историй», где русские журналисты могут позволить себе написать что-нибудь вроде: «Брэд Питт зашел в ванную и стал тревожно намыливать руки», как будто их корреспондент в это время прятался в стиральной машине, вглядываясь в усталое лицо Брэда. Но бог с ним, с этим «Караваном», пусть мертвецы сами хоронят своих мертвецов. У нас же тут вроде как получается чистый праздник весны и труда. В такие моменты начинаешь нервничать, как бы чего не упустить, как бы все без меня не разобрали. Почему никто мне не звонит и ничего не предлагает.
Но суетиться почему-то не хочется. Скорее наоборот. Закупать соль, чтобы лежала на черный день. От всего этого нешуточного оживления веет беспросветной тоской. Ключевое слово, из-за которого впадаешь в уныние, жесткий формат.
Вот Леонид Бершидский. Может быть, и очень неприятный молодой человек, но ведь невероятно профессиональный. Когда он запускал «Ведомости», это была какая-никакая, но новая эпоха. Когда он запускал Forbes, это был абсолютно новый жанр. Даже когда он запускал Newsweek, от этого было ощущение, что правила игры теперь изменятся. Вот сейчас он запустил Smart Money. Сделано, как всегда, все очень грамотно. Он точно не хуже всех прочих деловых еженедельников и уж явно лучше деградировавшего «Эксперта». Но где здесь полет? Какой здесь нерв затронут? Еще один из дюжины деловых еженедельников. Новость о том, что Wimm-Bill-Dann собирается делать IPO, я прочитала в четырех из них. Ладно бы еще он назвал его по-русски «Умные деньги», было бы хотя бы смешно. Коммерсантовские «Деньги» уже бы не отмылись от прозвища «Глупые деньги».
Про ежемесячный журнал «РБК» пока вообще говорить не хочется, пусть они все-таки сначала найдут вменяемого арт-директора. Там у них на обложке Дядя Сэм занимается сам с собой оральным сексом (знакомые в «РБК» подсказали мне, что художник хотел изобразить, как Сэм и некая змея одновременно пожирают друг друга, охотно верю им; но что получилось, то получилось). Единственное, что порадовало, это красочная таблица на разворот типа «Кто есть кто на медиарынке». Для работы пригодится. И главное же, все это будет окупаться, выходить в ноль и зарабатывать деньги. Потому что бог с ним, с нервом, бог с новыми жанрами. Главное, чтобы формат был, соцдем и корректная рекламная кампания.
И самое неприятное. По последним данным, Conde Nast хоть и запускает Vanity Fair, но, похоже, собирается делать из него еженедельный журнальчик про жизнь звезд. Формат журнала Hello!, но типа для сети магазинов Mercury. Поэтому, наверное, все никак и не находится туда главный редактор. Это не то что читать, это делать противно.
В общем, не праздник весны, а весенний авитаминоз и весеннее обострение. Наверное, поэтому так хорошо идут дела у журнала Psychologies. Как еще бороться с депрессией.