24 марта стало известно о крушении самолета Airbus A320 немецкой авиакомпании Germanwings. В результате погибло 150 человек, среди которых были и дети. Катастрофа с самого начала выглядела странной: самолет вдруг начал снижаться и рухнул, при этом сигналов о помощи он не подавал.
Следствие после расшифровки черных ящиков прояснило ситуацию: виноват второй пилот Андреас Любитц, который фактически направил самолет в гору. Он не пустил в кабину командира самолета, который пытался взломать дверь кабины с помощью топора. 28-летний Любитц страдал психическими расстройствами, а также недавно расстался с девушкой.
Пассажиры при этом до последнего момента не понимали, что происходит с самолетом. Они осознали, что самолет падает лишь незадолго до столкновения с землей.
Европейские авиакомпании теперь вводят правило, согласно которому пилот не может оставаться в кабине самолета один. Если одному из пилотов необходимо выйти, то его должна сменить стюардесса или сменный пилот.
Это не единственный случай, когда пилот внезапно снизил высоту и заставил рухнуть исправный самолет с ничего не подозревающими людьми. С 1976 года по такому сценарию произошло как минимум восемь крушений, согласно сервису Aviation Safety Network, отслеживающему авиационные происшествия.
О наиболее громких таких катастрофах пишет Vox.
Намибия: 2013 год: погибли 33 пассажира
В ноябре 2013 года самолет рейса ТМ470 авиакомпании Mozambique Airlines разбился в Намибии. На борту было 33 пассажира, из которых никто не выжил.
По данным черного ящика следователи поняли, что один из пилотов вышел в туалет, а, вернувшись, обнаружил, что дверь заперта. В это время его коллега снял самолет с автопилота и на максимальной скорости направил его вниз. Пока самолет снижался, было слышно, как кто-то стучал в дверь, однако пилот, находившийся внутри кабины, на помощь не звал.
США, 1999 год: 217 погибших
В 1999 году самолет рейса 990 авиакомпании EgyptAir разбился рядом с островом Нантакет в штате Массачусетс. В аварии погибли 217 пассажиров.
Перед крушением главный пилот попросил разрешения выйти в туалет. Затем на записи слышен неразборчивый шум и стук в дверь, а также бормотание второго пилота Гамиля Эль-Батути, который повторял: «Я полагаюсь на Бога, я полагаюсь на Бога, я полагаюсь на Бога…»
Когда капитан наконец вломился в кабину, были слышны его слова: «Что произошло? Это вы выключили мотор?». Когда самолет падал, капитан пытался его выровнять. Он говорил: «Поднимай со мной! Поднимай со мной!».
Версии причины крушения разделились. Американские службы не называли это напрямую самоубийством, однако утверждали, что крушение произошло из-за действий второго пилота. Египетские же власти отрицали, что это было предумышленно.
Индонезия, 1997 год: 104 погибших
В декабре 1997 года самолет рейса 186 Silk Air Flight разбился в Индонезии и унес жизни 104 пассажиров.
Власти Индонезии так и не выявили причину крушения, однако американские следователи полагали, что в тот момент, когда один из пилотов покинул кабину, его коллега отключил запись и направил самолет в океан. Следователи обнаружили, что пилот в то время испытывал финансовые трудности и проблемы на работе.
Одиночные самоубийства
Пилоты часто совершают самоубийства, когда летят одни. Например, в США с 2003 по 2012 год, согласно Национальному комитету по вопросам безопасности транспорта (NTSB), произошло восемь таких самоубийств и лишь один раз, кроме пилота, на борту был один пассажир.
Четыре из восьми пилотов-самоубийц злоупотребляли алкоголем, а два из них принимали антидепрессанты. Согласно докладу комитета, причинами этих самоубийств могли послужить многие факторы, в частности депрессия, проблемы в отношениях с окружающими, финансовые трудности.
Однако за последние десять лет количество таких самоубийств снизилось.