Атлас
Войти  

Также по теме

Атарыкъбыз

  • 1194

Свежий рекламный сезон в России пока не наступил. Производители колготок и отбеливателей летом денег тратят традиционно немного, поскольку потребители все равно в это время мало сидят у телевизора, предпочитая отбеливателям пляжи и огороды. Однако обычное рекламное затишье было взбаламучено давно невиданными роликами – в августе, задолго до очередных выборов в Думу, российские партии и движения принялись продавать избирателям прелести своих гражданских позиций.

Политическая реклама 2003 года привела на экраны довольно странных героев, которым явно многого не хватает для нормальной жизни. К примеру, женщину из клипа про партию «Единство» не устраивают низкая зарплата и высокие налоги. Утомленному путешественнику Федору Конюхову, снявшемуся в ролике Народной партии, недостает настоящего национального героя. Российская партия жизни предлагает посмотреть на военных в тельняшках, у которых горят трубы – им надо бы поскорее выпить за ВДВ. А в шедевре от СПС действуют малый бизнесмен, закованный в цепи так, будто бы он приготовился к неуставной половой жизни, и карлик, сидящий у него на плечах. У бизнесмена с карликом тоже не все гладко – им мешает действующее законодательство.

– Все это – совершенно отвратительная реклама, – делится впечатлениями Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств. – Но на мое мнение ориентироваться не стоит. Наверняка эти ролики проверялись на каких-нибудь фокус-группах – значит, они так или иначе работают. Вообще же хочу заметить, что в этом году политическая реклама стала более зрелой: в ней люди хотя бы задумываются о будущем. В предыдущие выборы политики все больше вспоминали прошлое.

Любопытна технология производства политической рекламы в России. Сценарии роликов, как правило, пишут непрофессионалы. Сюжеты придумываются непосредственно в избирательных штабах самих партий.

– Политическая партия – это не обычный продукт, – объясняет ситуацию Марина Литвинович, заместитель руководителя избирательного штаба СПС. – Для того чтобы сделать ролик для партии, нужно быть в курсе того, что происходит у нее внутри. Посторонний человек этого знать не может.

Трудно не согласиться с госпожой Литвинович: россияне и вправду с трудом представляют, какие теперь существуют партии и главное – зачем они существуют. Выпущенные же политиками ролики еще больше запутывают зрителя. Потребитель за прошедшее время привык, что хорошая реклама, если и обозначает какую-нибудь проблему, всегда предлагает наглядный способ ее решения. Рвется скатерть – стирай с отбеливателем «Ас», хочется кататься на яхте с голыми красотками – пей пиво «Тинькофф», с одетыми мужиками – пей «Солодов», надумал яблочков пожевать – бери наши, у полоумного дедушки с усами. Партийцы же, накопав в современности проблем типа ленивых сантехников, низкой зарплаты, бюрократизма, вымирания нации, силы и единства, и сами, похоже, не знают, что с этим делать, и людям не говорят. Нет у них отбеливателя для нашей застиранной скатерти, хоть ты тресни.

– Политтехнологи всю свою гениальность тратят на придумывание лозунгов, чаще всего состоящих из трех слов типа: «ум, честь, совесть» или «красота, сила, единство»... Сядут в кружок и заспорят: будут работать три слова или нет. При этом ни у одной партии нет уникального товарного предложения для избирателей, – говорит политтехнолог-самородок Андрей Орлов, в свое время руководивший выборами в Думу Бориса Березовского от Карачаево-Черкесии и обогативший мир лозунгом «Биз Борис Березовский ючюн чеб атарыкъбыз», что дословно переводится как «За Борис Березовский голос смело бросаю». – Создание рекламных роликов самими клиентами – это вообще бред. Представьте себе: сидит черкизовская колбаса и придумывает себе рекламу. Так что в избирательных штабах только такая колбаса сейчас и работает.

Спасает зрителя только одно – терпеть осталось недолго: уже с пятого сентября деятелям, пекущимся о судьбах Отечества, на два месяца будет запрещена какая-либо телевизионная агитация. Они успокоятся, и на экранах опять появятся в полном объеме родные бабушки в деревенских домиках, усатые дедушки в любимых садах и милые тети Аси с красными крышечками.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter