«Я народный артист — 30 лет играю для народа. Я изобретатель инструмента садора (название включает половину моей фамилии), а также основатель школы игры на нем и соответствующего музыкального стиля. Это полностью эксклюзив, не какие-то переделки или чужие мотивы.
У меня высшее музыкальное образование, я выпустил 4 пластинки на собственной студии, напечатал их на заводе, так что это не самопал какой-то. Как любой музыкант, я свой доход имею от продажи альбомов. Любое выступление — это лишь проталкивание диска аудитории.
Я много работаю на улице, много работаю не на улице, иногда на корпоративы приглашают, иногда дают в клубе зарубежном выступить, на выставках; бывает, мастер-классы владения инструментом даю. Зимой на улице особо не посидишь. Недавно играл в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории, в Музее Глинки выступал. Музыку не для масс продать в России нелегко. Успех в нашей стране, к сожалению, зависит от рекламы, а не от виртуозности исполнителя. В наших училищах неплохо учат играть, а как пластинку продать — не учат. Поэтому 99% музыкантов никогда не выстреливают — не умеют деньги зарабатывать.
Я что делаю: приезжаю за границу, иду в местный клуб, и администратор меня ставит на 5 минут перед какими-нибудь джазистами, мол, вот вам русский подарочек. Что главное? Чтобы эти пять минут тебе на пользу пошли, сыграть необычно, выделиться, заинтересовать аудиторию. Но для того, чтобы сработали эти пять минут, нужно обкатывать себя, и Арбат — идеальное для этого место. Пришел, сам все настроил, сел, заиграл, и вот — толпа людей вокруг стоит, интересуется. Я черпаю из этого какую-то особую энергию, силу, которая позволяет мне двигаться дальше, получать предложения для выступлений, на Алтай, например, или в Голландию. Все это начинается с того, что ты берешь себя за уши и ставишь на улицу, заставляешь себя каждый день выходить и играть часов по 5–6.
Я не пытаюсь ничего себе доказать. Я давно уже добился того, чего хотел. Теперь главная задача — это удержать позиции, рассказать про инструмент, поделиться навыком и знанием. Показать, что существует не только шоу-бизнес — мол, купи себе медиатор, ремень и гитару, становись рок-звездой, чтобы девки штабелями валялись. Идея как раз в том, что есть и другой путь».
«Мне 14 лет, я учусь в музыкальной школе. Сюда прихожу не из нужды, а просто ради интереса и практики выступлений. Народу собираю немного, но люди часто останавливаются и кидают монетки в футляр. Работаю далеко не каждый день, по два часа с перерывами на обед. Сколько в день получается, не скажу, но на карманные расходы мне вполне хватает».
уличный художник,
«У меня высшее художественное образование, на Арбате я работаю постоянно. Раньше я жила в Питере, на Невском рисовала. Это были 1990-е годы, тогда такое занятие было достаточно прибыльным. Был большой ажиотаж, всем было очень интересно. А потом меня как-то затянуло. Больше всего привлекает чувство свободы: не нужно ходить на работу, нужны деньги — пришел и заработал, никаких обязательств. Уже лет 20 так и живу.
Сейчас, конечно, тяжелее стало — меньше заработок, но и сферу деятельности не сменишь, слишком привыкла к независимости. Это образ жизни такой. Работаю только летом, часов по 8–9 в день, зимой делаю заказы, сотрудничаю со старыми клиентами. В выходные клиентов больше, бывает, по 2–3 портрета делаю, в будни иногда ни одного не набирается. Стоимость портрета — от 1 500 рублей, все зависит от цвета и сложности работы, с живого человека рисую или с фотографии. Уличные портреты для меня всего лишь заработок, ремесло. Свои лучшие творческие работы я делала дома.
Вокруг хоть и много других художников, отношения между нами почти что семейные, все друг друга знают — и давно. Здоровая конкуренция никуда, само собой, не делась, но мы не боремся друг с другом. Вся улица состоит из разных художников, здесь есть и профессионалы, и самоучки, и пьяницы. Попасть сюда легко: вы просто приходите и садитесь работать. Никто вас не трогает и не мешает».
«Показывать на Арбате фокусы я начал, как только вышел на пенсию, а раньше я был эквилибристом и жонглером, работал на эстраде. Сейчас работаю в ясную погоду, только летом. Не каждый день, а когда здоровье позволяет, мне ведь уже 80 скоро. Сегодня отыграл уже шесть представлений по 25 минут, а бывает и до десяти за день.
На Арбат пришел, потому что больше некуда — у метро не разрешают работать, а где еще встанешь? Здесь музыканты, творческие люди, отсюда не прогонят. Я никому не мешаю, и мне никто не мешает. Я спрашиваю разрешения у соседей по улице. Разрешат — я встану, не разрешат — я спорить не буду и уйду в другое место. Вообще, на улице сложнее работать, чем в помещении, поэтому показываю далеко не все, что знаю и умею. Зрители часто просят рассказать секрет фокуса, но я не рассказываю, иначе неинтересно смотреть будет. Зарабатываю от тысячи до двух тысяч рублей в день, народу собираю немало, но я не выпрашиваю деньги — кто хочет, сам положит.
Мне хватает и пенсии. Зимы я провожу на острове Тенерифе у дочки, она балерина. Но летом всегда возвращаюсь — там я языка не знаю, а здесь мне веселей, с людьми можно общаться».
«Я только начала здесь работать, до этого всего один раз подрабатывала на местном фестивале мыльных пузырей «Дримфлеш». Клиентов пока не очень много. В основном это женщины и девочки, они просят какие-нибудь узоры им нарисовать, мальчики подсаживаются реже. Вчера вот сел взрослый мужчина и попросил сделать ему грим Спайдермена в честь дня рождения друга.
Я художник, и учеба в художественном институте отнимает почти все мое свободное время. Так что приходится вот так подрабатывать. Опыта вряд ли таким ремеслом наберешься, скорее это ради развлечения. Зимой я занимаюсь примерно тем же самым на детских елках.
В принципе, попасть сюда несложно. Достаточно поговорить с местными художниками и заручиться чем-то вроде одобрения, что ты сюда придешь. Местной полиции как-то все равно, кто работает на улице, и никакого притеснения я на себе не испытывала».