президент аукционного дома «Гелос»:
«У чиновников очень востребовано внутрикорпоративное общение, поэтому 50% всех клиентов-чиновников покупают антиквариат в подарок. Часто потом те, кого одарили, у нас же перепроверяют цену — человек хочет знать, как к нему относятся, хотя бы через эквивалент цены. Ему греет душу, что серьезный предмет подарили. Можно ведь блестящую дешевку подарить, она тоже хорошо смотрится, но… В общем, это как зубы: могут быть блестящие золотые, но лучше, чтобы родные или хотя бы фарфоровые.
Еще 30% — это «интерьерщики», те, кто обставляет себе дома. Обычно это люди, попавшие на госслужбу из бизнеса, — у них есть желание как-то укрепить свой статус, социальное положение, влиться в среду. Появляются ресурсы, дома, а дома без интерьера пусты.
Бывший министр Александр Авдеев собирает голландцев
Коллекционеров среди чиновников —5–6%. Поскольку организация наша существует уже четверть века, я знаю 30–40% членов правительства. Просто они пользовались нашими услугами, когда еще не были в правительстве. Подружиться с президентом маловероятно, а вот подружиться с тем, кто им станет, — очень легко. Из публичных персон, например, Александр Жуков, вице-премьер, собирает редкие шахматы. Бывший министр Александр Авдеев собирает голландцев, замечательно разбирается в живописи.
15% — это те, кто инвестирует в старинное искусство. Именно инвестирует, вкладывает, хотя и не без вкуса, даже если душа не лежит. Просматривают арт-прайс, результаты продаж.
А что касается подарков, то часто берут то, что подойдет в казенный кабинет: настольные часы, именные иконы, оружие, книги про путешествия, ну или сборник «Мужчина и женщина», чтобы он не просто так с бумагами сидел».
Егор Молчанов,
галерея «Элизиум»:
«Чиновники покупают в основном классическую живопись. Выбирают первые имена, которые известны с детства, которые есть в Третьяковке, — Айвазовский, Шишкин, Суриков, Боголюбов, Куинджи. Цена этих полотен превышает миллион долларов. Открытых коллекционеров практически нет, так как чиновники не могут позволить себе демонстрировать такие доходы. Очень часто покупают в подарок, обычно пейзажи, марины (морские пейзажи) или классический лес. Обычно нас просят подобрать подарок в пределах 3–10 тысяч долларов — в зависимости от ранга чиновника, которому он предназначен. Просят интерьерную вещь, но в то же время кого-то стоящего. За такие деньги, безусловно, это невозможно. Только если что-то из графики, а в случае живописи это будет художник третьего или четвертого ряда».
Директор аукционного дома (свое имя попросил не называть):
«Доля чиновников среди наших постоянных клиентов вроде бы невелика — 3–4%. Но нужно понимать, что эти 3–4% обеспечивают 30–40% всех продаж рынка. Коллекционеры среди них, конечно, есть, но, думаю, не больше чем среди других категорий населения. Вот, например, высокопоставленный чиновник в РЖД собирает значки и медали. В основном же покупают интерьерный антиквариат. Площади позволяют, надо обставлять. Часто покупают бронзовые скульптуры, серебряную посуду, письменные приборы, классическую живопись. Зачастую вопрос подлинности уходит на третий план. Личные арт-консультанты у нас еще не пользуются такой популярностью, как на Западе, покупатель выбирает то, что нравится. Как-то говорил с человеком, он собирался купить серебряный ларец — 50 на 40 сантиметров, весь в эмалях, клейма Фаберже, стоимость 55 тысяч долларов. Говорит: «Куплю — издалека-то все равно непонятно будет!» Настоящий такой ларец мог бы стоить около миллиона долларов, чтобы вы понимали.
Генералу ФСБ никогда не подарят обнаженную натуру, скорее что-то из старинного оружия или что-то на стол
Отдельный сегмент — это подарки. У этих людей все есть: часы, ручки — сколько можно. А антикварные вещи — это уникальные предметы. Например, недавно чиновники для себя открыли рынок букинистики. Цены на старинные книги еще не такие высокие, как на серебро или живопись, а можно подобрать очень интересный подарок. С подарками своя специфика. Например, генералу ФСБ никогда не подарят обнаженную натуру, скорее что-то из старинного оружия или что-то на стол. Один из руководителей госкорпорации всем дарит каминные часы. Отдельная категория подарков — это награды: получает чиновник государственную награду, а ему могут подарить такую же, но старинную. Скажем, не так давно один высокопоставленный чиновник получил орден Почетного легиона. А потом ему подарили орден Почетного легиона XIX века в бриллиантах. Да, собственно, не секрет, что бывшему мэру Москвы каждый год дарили Андрея Первозванного в полном комплекте — рыночная цена такого ордена больше миллиона долларов. Могу сказать, что к инаугурации президента по всей Москве скупили на подарки все коронационные сборники российских императоров.
Конечно, в связи с крупными коррупционными скандалами чиновники при покупках стремятся сохранить анонимность. Почти никогда лично не участвуют в аукционах, только через представителя или по телефонным торгам. На западные аукционные торги сами тоже ездят редко, но покупают охотно именно там. Вы понимаете, что основные капиталы часто за рубежом, кроме того, это удобно в случае опалы — чтобы можно было быстро выехать, не потеряв коллекцию».
Олег,
продавец икон:
«Иконы чиновники покупают больше всего для подарков. Соблюдают, так сказать, старую русскую традицию «подносных икон». Так называли раньше иконы, которые подносили в дар царю, монастырю — начальству, в общем. Иконы дарить удобно: понятно, что Александру проще всего подобрать икону святого Александра Невского — человек будет рад. В 1990-е вся Москва искала икону святого Бориса — сами понимаете кому. Только Борис обычно изображается со своим братом Глебом, а где ж одного Бориса найти?
Хотя с тем же святым Александром Невским какая сложность. Он под конец жизни постригся в монахи, и на некоторых иконах его изображают воином, а на некоторых — в схиме, то есть монахом. И цена будет разная: воина получить приятнее, чем схимника. Не на каждое имя, конечно, найдешь именную икону: Валериям, Олегам и так далее трудно подобрать. Тогда ищут по тому, в чем святой помогает. Например, в свое время я продал святого Николая в подарок руководителю одного морского пароходства. У святого Николая было три чуда спасения на водах — считают, что он покровительствует всем, кто в пути, особенно в море. Или вот иконы святого Трифона, который покровительствует охотникам и изображается с соколом на плече, — тоже хороший подарок, многие увлекаются. Если менее знакомому человеку, то стараются брать что-то более дорогое и нейтральное — Спас или Богородицу. Обычно в серебряных окладах; если средства позволяют, то с эмалями, жемчугом, драгоценными камнями. Сейчас такие иконы чуть ли не обязательный атрибут в кабинете высокопоставленного чиновника.
«Принес ему твоего Спаса в окладе, а он берет, говорит: «Мне иконы нельзя, я - еврей!»
Иконы в дом чиновники покупают реже, обычно к рождению детей или к свадьбе. В современный интерьер старинные иконы (до XVII века) вписываются плохо, поэтому выбирают что-то более близкое современному человеку — рубеж XIX — начало ХХ века. Тогда писали достаточно много икон в серебряных и золоченых окладах для богатого купечества. Стилистика, соответствующая купеческому вкусу, — пышная, богатая, понятная. Эта же стилистика близка и современным чиновникам — Средневековье для них слишком мрачное. С выбором икон тоже бывают казусы. Как-то заехал ко мне один чиновник с охраной, сказал, что обставляет новый коттедж, нужна икона в столовую. Все мои предложения отверг, походил сам, посмотрел и выбрал «Тайную вечерю». Ну как же, там тоже люди трапезничают. А объяснять, что там драма, предательство… Не объяснишь ведь. Так и купил. Сегодняшний чиновник слишком далек от всего этого, хоть многие и считают себя набожными.
Когда есть все, хочется редкостей, так что икона — подарок хороший, но тоже не без проблем. Вот один из министерства приехал за иконой, выбирал долго для подарка куда-то наверх. Выбрал почти за два миллиона Спас в окладе. Через неделю звонит в панике, говорит: «Что еще купить в подарок можно? Принес ему твоего Спаса, а он не берет, говорит: «Мне иконы нельзя, я — еврей!»
Констанция Сафронова,
букинист:
«Любителей антикварных книг среди чиновников не так много, и только единицы говорят о своем увлечении публично. Пример Эрнста и Сеславинского, про которых знают многие близкие к собирательству люди, скорее исключение из правила. Для большинства это сугубо интимное увлечение, делиться которым они не готовы.
На первом месте в списке предпочтений стоят, конечно, русские книги. Прижизненные издания русских классиков — это высший пилотаж, здесь цена вопроса может доходить до 100–200 тысяч долларов, и не все понимают, почему непритязательные томики Пушкина, Лермонтова или Гоголя так дорого стоят. Другое дело — роскошные иллюстрированные тома, посвященные коронациям русских царей, или четыре тома «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси» Н.И.Кутепова, или четыре тома вольфовской Библии с иллюстрациями Г.Доре, или выпущенная в этом же издательстве «Божественная комедия» Данте. Их берут охотно — богатые, престижные издания, внешний вид таких книг говорит сам за себя.
На антикварных салонах настоящие коллекционеры покупают совсем немного — скорее там продавцы ищут себе новых клиентов. Прежде всего покупают на западных аукционах — на «Сотбис» и «Кристис» есть недели русских торгов начиная с 2006 года: они включают и русские книги, и торги всегда проходят на ура. Понятно, что большинство покупателей — это клиенты из России. Но и российские букинистические аукционы довольно успешны — за последние годы их количество выросло вдвое.
Конечно, далеко не все, что выставляется на аукционах, покупают чиновники. Многие предпочитают продажи тет-а-тет — напрямую у своего дилера, причем дилеры часто ставят цены в несколько десятков раз выше антикварного рынка: разбираются-то немногие, а душа у нашего покупателя широкая. Среди же магазинов и салонов чиновники больше всего ценят букинистический отдел книжного дома «Москва» — он в центре, и сюда очень удобно приходить за подарками».