Москва сделала еще один шаг по приобщению к цивилизованному кибернетическому миру, установив на Новом Арбате, 15/1, первый бесплатный электронный справочный киоск. Задумано, что в скором будущем они заменят собой морально устаревших бабушек в будках Мосгорсправки.
Новая электронная справка представляет собой конструкцию высотой 2,3 м, куда вмонтирован компьютер Pentium-3 с операционной системой Windows. Общение механизма с окружающим миром осуществляется при помощи 15-дюймового сенсорного экрана. Установила и обслуживает его компания Simon Clear Channel, выигравшая тендер на справочно-информационное обслуживание Москвы.
– Во всем мире сенсорные информационные киоски для приезжих давно стали банальностью, – говорит Игорь Пронин, генеральный директор Simon Clear Channel. – Например, электронная справка действует во всех крупнейших аэропортах, но мы решили использовать опыт Лондона и Брюсселя, где такие аппараты стоят на улицах и довольно часто подвергаются нападениям уличных хулиганов. Но Москва ведь гораздо более неспокойный город, а поэтому мы поставили на монитор панель из ламинированного противоударного стекла. Кроме того, мы использовали и пластины нержавеющей стали, которые защищают все узлы от воздействия внешней среды и химикатов, используемых при дорожных работах. Словом, если наш первый киоск выдержит московскую погоду и вандалов, то уже к концу года мы поставим еще 15 киосков. А всего в Москве планируется их поставить больше сотни. На всех хватит.
Пока что киоском развлекаются в основном московские школьники, а так называемые гости столицы, на которых, собственно, и рассчитана новая справочная система, к киоску подходить побаиваются.
– Непонятный он какой-то, – говорит предприниматель Дмитрий Полтаев из Ижевска. – Вот, допустим, я нашел нужную мне улицу, а как туда пройти от станции метро? И долго ли идти? Непонятно. Так что я уж лучше картой воспользуюсь – по старинке.
– В истории есть немало примеров, когда люди с опаской встречали многие технические нововведения, – уверен Владимир Макаров, и. о. председателя Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы. – Например, когда появились первые паровозы, все были уверены, что никто и никогда не сможет на них проехать. Так что, я думаю, со временем наши киоски оценят все граждане, умеющие читать и нажимать пальцем на картинки. Принцип работы аппарата довольно прост: находите в меню нужный раздел, тыкаете в него пальцем и получаете всю информацию.
Особая гордость разработчиков – наличие в меню киоска расписания культурно-массовых мероприятий и обратной связи с правительственными учреждениями. Любой гражданин может послать отсюда электронное письмо на адрес мэра или любого другого московского чиновника. Именно эта функция вызвала наибольший интерес у московских подростков.
«Дядя Юра, купите мне, пожалуйста, новые роликовые коньки, а то старые превратились в полное г...» – пишет 13-летний Макс.
Его одноклассница Маргарита озабочена более общественно-значимыми проблемами: «Юрий Михайлович, я хочу, чтобы вы разрешили детям ходить на дискотеки вечером».
– Статистику по письмам и обращениям граждан мы пока еще не подводили, но письма идут постоянно, – бодро докладывает Владимир Макаров. – Население интересуется! Люди пользуются! А поэтому мы будем постоянно улучшать и совершенствовать алгоритм работы киоска.
В пресс-службе мэрии Москвы заявили, что все электронные обращения будут обязательно рассмотрены в установленном порядке. Выразив, впрочем, пожелание, чтобы граждане впредь не задавали вопросов про всякую ерунду.
И наконец, цена вопроса. Первый киберкиоск обошелся городу в 15 000 долл. – на эти деньги можно купить полтора десятка неплохих компьютеров. Правда, как утверждают чиновники, затраты на его эксплуатацию минимальны, поскольку включают лишь плату за электроэнергию и услуги провайдера.