фотографии: Ксения Колесникова
Всем страшно — одним больше, другим меньше, но всем. Сильней всего теракт выбивает из колеи людей психологически неблагополучных, то есть культурно неразвитых и малореализованных. В терактах, когда захватывают заложников, больше всего страдают домохозяйки. Это малореализованные женщины, у них нет прочной почвы под ногами, и их легче сбить с ног. Люди с низким уровнем культурного багажа испытывают очень мощную потребность в жесткой определенности.
Если вам страшно идти в метро после теракта — не идите, разрешите себе. Страх — нормальное чувство. Это точно пройдет в ближайшее время даже без специальных усилий.
Самая мощная мера по самоуспокоению — пытаться успокоить кого-то из окружающих, причем не дешевыми словами «возьми себя в руки», «не бойся». Эту лексику вообще надо исключить из словаря — она не больше чем фигура речи. В этом смысле малоэффективно, когда по телевизору призывают людей не впадать в панику. Действительно помогает, когда человек наводит на тебя резкость и говорит: «Что, страшно? Понимаю тебя как родного, очень тебе сочувствую».
Если хочется позвонить кому-то и рассказать, как вам страшно, успейте перед звонком запнуться и понять, что тому, кому вы звоните, тоже очень страшно. И хорошо бы попытаться не выговориться, а выспросить. После двух таких звонков станет сильно легче.
Люди, которые избили после теракта двух мусульманок в метро, сделали бы это и безо всякого теракта.Если бы мы могли сейчас получить ретроспективную бытовую съемку их жизни, то увидели бы, как они напряжены, раздражены, как они рявкают на близких. Остановить таких агрессивных людей в момент драки сложно, но можно повлиять, психологически присоединившись к ним: «Что, раздражают вас кавказцы? Понимаю вас», — и с этого момента они становятся управляемыми. Если говорить: «Ну как вам не стыдно, что вы делаете?!» — это будет мимо. Такая реакция понижает их самооценку, а они ровно из-за пониженной самооценки и беснуются.
Социальную нетерпимость воспитывают со школы, когда говорят ученику: «Сколько можно возиться, тебя весь класс должен ждать?» Отсюда начинается ксенофобия. А если говорить: «Ребят, давайте чуть притормозим: Володе трудно», воспитывается толерантность.
Жесткая нетерпимость — наш сегодняшний национальный стиль. Хуже всего не ксенофобские призывы в стиле Жириновского «хороший чеченец — это мертвый чеченец», а тотальный попсовый стиль во всех проявлениях жизни — музыка, кино, дизайн и т.д. При восприятии попсы происходит унификация личности, потребность раствориться в общем фоне. Это значит, что люди себя не признают и живут в сильнейшем внутреннем напряжении. Такого человека чуть тронь, он сразу взрывается от злости или от страха, что по сути одно и то же.
Главное психологическое последствие для жертвы теракта — резкое понижение самооценки. Вот ребенок бежит, споткнулся и упал — что ему мама обычно говорит? Смотри под ноги. Культурно-воспитательные традиции с детства приучают нас к тому, что, если с нами произошло что-то плохое, мы в этом виноваты. Главная психологическая реабилитация — повысить их самооценку.
У нас с женой благотворительная организация — центр социально-психологической реабилитации «Наша жизнь». Мы работаем в горячих точках, в частности, с жертвами «Норд-Оста» и Беслана.
В Беслане у нас много близких друзей. С пациентами почти всегда возникают близкие отношения — иначе невозможна никакая помощь и вовлеченность. Мы не берем денег со своих пациентов, потому что у нас с ними складываются отношения, несовместимые с формально-денежными.
Сначала нас отчаянно не пускали в Беслан. Министерство образования говорило, что там уже уйма психологов, включая иностранных. Потом мы узнали, что это вранье. Там не было почти никого, кроме питерских студентов психфака, собиравших материал для своих дипломов. Тогда журналист Лидия Графова отвела нас к тогдашнему министру образования, которая лично разрешила нам туда поехать.
Малореально сделать так, чтобы у человека после теракта не болело. Реальнее заставить травму работать на человека. Одних людей боль ожесточает, а других, наоборот, просветляет. У моей жены была молодая пациентка, у которой в Спитакском землетрясении погибли двое детей, она потеряла нижнюю часть тела, после чего от нее ушел муж. Первое время она думала, что больше не надо жить. А потом поняла, надо жить, чтобы люди знали, что бывает еще хуже, чем им сейчас.