Атлас
Войти  

Также по теме

Акулы и пираты

  • 1552

Чтобы поэты и композиторы жили припеваючи и не отвлекались от творчества на думы о хлебе насущном, во всем цивилизованном мире разработан простой механизм их взаимоотношений с миром шоу-бизнеса, закрепленный в законах об охране авторских прав. Действует этот механизм следующим образом: сами творческие работники, не отвлекаясь на ведение бухгалтерии, делегируют свои права особым авторским организациям, которые тщательно отслеживают все случаи публичного исполнения музыкальных произведений, а потом собирают причитающееся авторам или их наследникам вознаграждение. Естественно, оставляют и себе некоторый процент.

В России первое авторское общество было организовано еще в 1874 году при активном участии великого драматурга Александра Островского. Впрочем, в 1917 году большевики эту организацию разогнали, а искусство объявили достоянием народа. Воссоздали Российское авторское общество (РАО) лишь в 1993 году. Суммы сборов у РАО приличные – так, за год по стране собиралось 550 млн р. отчислений. Львиная доля доходов приходится на телевидение, с которого в прошлом году получили 200 млн р.

Именно эти деньги и послужили причиной раскола в едином Российском авторском обществе, в результате которого из совета РАО год назад вывели ряд творческих деятелей, в том числе и бывшего президента общества композитора Владимира Матецкого. Однако отверженные сдаваться не захотели и в июне 2003 года учредили альтернативную организацию под названием Российское общество авторов и правообладателей (РОАП), заявив, что в рыночной экономике с любой монополией должно быть покончено и что творческие работники сами должны выбирать того, кому они доверяют сбор денег.

В отличие от прежнего общества в состав РОАП вошли не только авторы и их наследники, но и фирмы-правообладатели – те самые «акулы» шоу-бизнеса («Первое музыкальное объединение», «Артстарз Студия Союз» и «Издательство Джем»). Президентом правления был избран Андрей Макаревич.

В РАО над раскольнической организацией поначалу просто посмеялись, называя ее то фирмой «Рога и копыта», то «Могучей кучкой». Смятение в Российском авторском обществе началось только после того, как РОАП предложило ВГТРК перезаключить соглашение на более выгодных условиях. Так, если РАО требовало себе 2% отчислений от прибыли телеканала, то г-н Макаревич хотел получить всего 1,8%. Казалось бы, мелочь, но на кону оказались миллионы долларов.

И вот накануне Нового года дирекция ВГТРК приняла предложение Макаревича, а договор с РАО продлевать отказалась. Благо он как раз закончился в декабре 2003 года, и, воспользовавшись случаем, телевизионщики «позабыли» перевести РАО деньги за 3 и 4 кварталы 2003 года, поставив последнее на грань банкротства. Сложно сказать, какими соображениями руководствовались начальники ВГТРК, принимая данное решение. Возможно, Андрей Макаревич и президент ВГТРК Олег Добродеев рассчитывали, что стоит появиться новому обществу, как все авторы тут же моментально перебегут из одной организации в другую. А там уж как-нибудь все само собой решитсяѕ (Стоит отметить, что другие российские телеканалы по-прежнему работают с РАО.) Однако мечтам не суждено было сбыться, и большинство авторов остались в лоне старого общества. Более того, и зарубежные партнеры РАО заявили, что только Российское авторское общество может представлять их интересы.

– Мы не подписывали никаких договоров с РОАП, которое не имеет никаких полномочий и прав представлять музыкальные произведения авторов – членов ассоциации, – пишет Фрэнсис Престон, президент Би-эм-ай, организации США по охране прав авторов. – Более того, и ВГТРК без соглашения с РАО не имеет права публично исполнять 4,5 млн музыкальных произведений из нашего репертуара.

И вот в апреле нынешнего года в Савеловский суд города Москвы поступили иски к ВГТРК от четырех возмущенных авторов – членов РАО. Поскольку все авторские права так и остались у РАО, а договор с ним ВГТРК так и не заключила, все выступления на телевидении проходят на бездоговорных началах, то есть по сути своей являются пиратскими.

Убедившись, что союз с РОАП ничего кроме лишней головной боли не принес, президент ВГТРК тут же сделал разворот в обратном направлении. Еще до решения суда вся задолженность перед РАО по старому контракту была срочным образом погашена, а ответственность за нарушение авторских прав Олег Добродеев возложил на Макаревича, общество которого по договору было обязано выполнять перед авторами все обязательства. Более того, руководство ВГТРК даже предупредило президента РОАП, что если в кратчайшие сроки договориться с правообладателями не удастся, его руководителям грозит уголовная ответственность по статье 146 УК РФ, предусматривающей наказание до 4 лет лишения свободы. При этом вынесенные гражданскими судами решения, подтверждающие факты нарушения авторских прав, будут использоваться в качестве доказательств в уголовном процессе.

Однако Макаревича не запугать. Пиратом он себя не считает и прогибаться под изменчивый мир не собирается, резонно полагая, что создание нескольких обществ, действующих в одной сфере, вовсе не запрещено. И, надо признать, логика в его словах есть, ведь никто же не мешает руководству ВГТРК заключить контракты с обеими организациями одновременно...

Мало того, как считает сам Андрей Вадимович, предпринимаемые в отношении него и его организации меры можно расценивать как монополистические действия, направленные на ограничение конкуренции, что в соответствии со статьей 178 УК РФ карается лишением свободы на срок до 5 лет.

P.S. Следующее заседание по делу «РАО против ВГТРК» состоится 9 июня в Савеловском суде Москвы по адресу: Бутырский Вал, 7. Начало в 11.00

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter