«А что там с дверью?»
Во вторник, 10 ноября, художника Петра Павленского арестовали на 30 суток за акцию «Угроза», во время которой он поджег дверь здания ФСБ на Лубянке.

Заседание по избранию меры пресечения для художника Петра Павленского не могло начаться больше двух часов. Как ни странно, подозреваемого в совершении вандализма по мотивам идеологической ненависти акциониста привезли из ИВС вовремя, к заявленному началу заседания — обычно этого не происходит — но материалы дела в суд к тому моменту еще не поступили.
Количество журналистов и неравнодушных к судьбе Павленского граждан превысило несколько десятков человек, и в самом большом зале Таганского суда для них оказалось недостаточно скамеек. «Даже цветок сидит, а я - нет», — грустно приговаривал молодой человек в свитере в «ромбик», глядя на огромный горшок с растением. Горшок стоял на стуле, молодой человек стоял рядом. Завсегдатаи судебных процессов против оппозиционеров торжествовали: публики было действительно непривычно много.
«Даже к Навальному меньше приходило», — перешептывались счастливые обладатели мест на скамейках.
В итоге судебные приставы услышали требования журналистов и друзей художника и принесли дополнительную скамейку. Еще одну скамейку зрители незаметно перетащили из противоположного конца помещения.
Ближе к шести часам вечера по ряду телеоператоров и фотографов напротив клетки для подсудимых прошла волна легкого возбуждения, но в зал вошел не Павленский, а шестеро крупных мужчин с закрытыми лицами и черной одежде без опознавательных знаков. Куртки, штаны, ботинки, балаклавы и даже штурмовые перчатки при детальном рассмотрении у всех оказались разными. После заседания они уедут на ничем не примечательном темно-синем минивэне с гражданскими номерами.
«Даже к Навальному меньше приходило»
Наконец в зал вводят Павленского.
— Петр! Молодец! Держись! — встрепенулись зрители. — Слава герою!
— Спасибо, что пришли, — не теряется задержанный.
Дверь клетки звонко хлопает. «Назад!» — грозно рычат на журналистов люди в масках.
— Не надо меня трогать! — возмущается девушка с видеокамерой, тщетно пытаясь снять последние кадры поверх дюжих телеоператоров.
— А не надо снимать! — подпихивает ее к выходу человек в маске. Кисти его рук упакованы в нарядные штурмовые перчатки без пальцев. Разговору Павленского с журналистами и публикой при этом никто не мешает.
— Почему вы не убежали?
— Зачем? Можно с плакатом выйти, а можно встать с канистрой.
Пока судьи нет, Павленский успевает рассказать, что причин жаловаться на условия содержания у него нет, что ему угрожали 317-й статьей УК — посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, что был он сначала в Мещанском ОВД, а потом в ИВС на Петровке. Напоминает о том, что «горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе».
— А что там с дверью? — вспоминает художник. — Там видно?
— Ее закрыли железным занавесом!
— А, ну пусть так и остается, — радуется Павленский.

В зал входит судья Марина Орлова. Именно она недавно выносила приговор по «высотному делу» о покраске звезды на крыше высотки на Котельнической набережной — тогда пятеро молодых людей обвинялись в вандализме и в хулиганстве. В итоге, оправдав четверых парашютистов, пятого подсудимого — руфера Владимира Подрезова — Орлова решила оправдать по статье о хулиганстве и отправить на два года и три месяца в колонию за вандализм.
— Подождите. Можно, я быстро скажу свою позицию. Подождите, — берет слово Павленский, не обращая внимание на возражения судьи. — Мне очень льстит формулировка в уголовной статье — «по мотиву идеологической ненависти». Странно испытывать другое отношение к этой организации — организации палачей на Лубянке, которая держит в страхе 146 миллионов человек. Поджог двери — причина того, что осудили как террористов так называемых «крымских террористов» [Олега Сенцова и Александра Кольченко] и АБТО. Так называемых — потому что ФСБ фабриковало эти дела. Исходя из этой логики, я хочу быть подозреваемым в терроризме.
— То есть вы полагаете, что вам нужно квалифицировать по более тяжкой статье? — уточняет судья Орлова.
— Нет, я не полагаю. Это по логике вашей служебно-исполнительной системы. Пока это требование не будет выполнено, я отказываюсь выполнять все ваши ритуалы. И пока мое требование не будет выполнено, я объявляю обет молчания, — сообщает Павленский. С этого момента он перестает реагировать на все, что говорит судья, и даже не шевелится, когда она к нему обращается.
«я хочу быть подозреваемым в терроризме»
Тем не менее, после заявления художника ритуалы последовали один за другим согласно УПК. Дознаватель заявил ходатайство о заключении Павленского под стражу, мотивируя это тем, что художник, по мнению дознавателя, нарушил ранее назначенную меру пресечения, скрылся от суда и продолжил заниматься преступной деятельностью. Требование дознавателя, как водится, поддержал прокурор в полном объеме. Сторона защиты, естественно, с этим не согласилась.
— Я бы хотела донести, что же такое акционизм как искусство, чтобы суд не воспринимал художника как невменяемого уголовника, — сообщила суду адвокат Павленского Ольга Чавдар. — «Акционизм» переводится с английского как «действие», «борьба». Получил распространение в Европе и США в 1970-е годы. Цель — провокация событий, обычно скандальных.
Далее защитник художника прочла небольшую лекцию об акционизме в современном искусстве, напомнив, что первые подобные акции проводились дадаистами и сюрреалистами еще в первой четверти ХХ века. Павленский же, по словам адвоката, является художником-акционистом с 2012 года, проводил акции и распространял журнал «Политическая пропаганда», а теперь провел феерическую акцию «Угроза».
— Художник не может и не должен содержаться под стражей из-за реализации художественного умысла. Для художника не имеет значения квалификация его действий, — заключила адвокат. — Павленский добровольно сдался властям как основным ценителям его акции.
Чавдар обратила внимание суда, что из постановления о возбуждении в отношении Павленского улоговного дела не следует, что именно является идеологической ненавистью и на кого она направлена, и попросила избрать своему подзащитному меру пресечения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде. В завершение своей речи она заявила ходатайство о залоге миллион рублей.

— Павленский, у вас не появилось желания высказаться по поводу ходатайств адвоката? — спросила судья.
Художник и бровью не повел в ответ на вопрос.
— Не появилось, — пришла к выводу Орлова.
После этого она принялась перечислять поступившие в ее распоряжение документы: выяснилось, что ущерб двери здания ФСБ оценивается в 55 тысяч рублей, а в 2008 году, при установке, «дверной двухстворчатый входной блок» стоил 63 тысячи рублей. Закончив перечисление, Орлова удалилась в совещательную комнату.
— Хорошая была бы акция — одиночные пикеты с канистрами, — вздыхал кто-то в зале, пока судья печатала решение.
Спустя пять минут становится известно, что на Лубянке задержали двоих пикетчиков в поддержку Павленского, но не с канистрами, а с плакатами.
Тем временем скучающий человек в черном и балаклаве гордо демонстрировал напарнику наручные часы. Металлический блеск циферблата и браслета резко контрастировали черным «бомбером», напарник без часов одобрительно шевелил бровями.
Оппозиционеры в ожидании решения переговаривались и бродили зданию суда. Посетителей к вечеру в коридорах почти не осталось. Вместо них все лестницы и лавочки заполнили сотрудники телеканалов, фоторепортеры и полицейские.
Судья Орлова провела в совещательной комнате около 40 минут. В начале девятого она огласила свое решение: заключить Павленского под стражу на 30 суток, до 8 декабря.
Как рассказала БГ Ольга Чавдар, предложение ее подзащитного обвинить его в терроризме не было для нее неожиданностью.
— Не могу сказать, что я совсем этого не ожидала. Петр Павленский — художник, он свободно мыслит, его искусство рождается каждую минуту. Он просто говорит о том, что давайте, если уж я выступаю своей акцией против терроризма, то обвините меня в терроризме. Что вы меня обвиняете в ерунде какой-то — вандализме, да еще и по мотивам идеологической ненависти? К кому ненависти? К конкретной социальной группе? Нет такой социальной группы — ФСБ. По моему мнению, он уже просто насмехается над квалификацией. Он художник, это акция, и она не имеет никакого отношения к уголовно наказуемым деяниям.
По словам адвоката, подписка о невыезде, под которой Павленский находится по уголовному делу после акции «Свобода», распространяется только на уголовное дело в Санкт-Петербурге, и не имеет никакого отношения к уголовному делу в Москве.
— Подписку о невыезде никто не нарушал, и суд ни разу не был против того, что Петр выезжает. Он неоднократно выезжал, всегда уведомлял суд о пребывании в Москве в связи с трудовой деятельностью, и меру пресечения ему не меняли. Всех все устраивало в городе Санкт-Петербурге, а, оказывается, в Москве кого-то не устраивает, — заключила Чавдар.