Летом 2010 года в Центральной России от огня погибло около 200 человек, а в Московском регионе от задымления – более 55 тысяч. Дым тогда окутал и другие крупные города. В нынешнем году такое же задымление уже отмечали в Братске, Иркутске, Чите: сезон пожаров начался очень рано. Зима была малоснежной – исходные условия даже тяжелее, чем в 2010. Сейчас масса сложных и опасных пожаров бушуют в Сибири в Амурской, Тюменской, Омской, Иркутской областях. В Центральной России ситуацию еще можно исправить, несмотря на то, что горят торфяники. Все зависит от того, какие меры предпринимать.
1. На тушение 1 квадратного метра торфяника уходит тонна воды. У торфа как горючего материала есть свои особенности. После последнего оледенения 10 тысяч лет назад образовались крупные озера. Они заболачивались, покрывались мхом, сфагнумами. В такой кислой среде растительная масса не перегнивала, а консервировалась, накапливалась, и получался торф.
Торф слоится, состоит из недоперегнивших растительных остатков. Сам по себе он плохо принимает воду, очень медленно ею напитывается, но если напитался, то держит ее во много раз больше, чем весит сам. При горении выделяет битумные смолы, они вскипают и выходят на поверхность; тогда он становится непроницаемым для воды. А когда внутрь не попадают вода и воздух, он превращается в кокс – твердый торфяной уголь, который трудно разбить лопатой. Поэтому попытки полить его сверху водой – пустая трата времени. Его надо механически перемешивать, разбивать лопатами и струями воды до однородной массы. На тушение одного квадратного метра уходит 1 тонна воды. Если его не потушить, когда это маленький очаг, то он разрастется и гореть будет так, что воды, которая есть вблизи, не хватит. Тогда получится повтор 2010 года – сильное задымление.
2. Сухая трава и торф сами по себе загореться не могут, даже если температура воздуха достигает 30°C. Может ли пожар в лесу возникнуть сам по себе, без вмешательства человека? Да – по причине извержения вулкана или падения метеорита, но это редкий случай. Сухие грозы, когда молния бьет в лес или степь, тоже нечастое явление в европейской России. В обычных природных условиях причин для пожара практически не существует. Обычная гроза тоже не подойдет, потому что при ней идет дождь. Пожар очень быстро бежит вверх, вниз – медленно, и так как гроза бьет вверх, то пожар развивается обычно безопасно, спускаясь с верхушки вниз, где его заливает дождем.
Антропогенные факторы таковы: брошенные окурки, костры, поджоги травы (травяные палы). Также пожар могут спровоцировать искры от разогретого глушителя старого автомобиля, падающие в сухую траву, и даже стеклянная бутылка, под определенным углом ловящая, как линза, луч солнца и способствующая возгоранию.
3. Бежать всегда надо туда, где безопаснее. Нельзя двигаться против ветра – это безумный совет из пособий по ОБЖ. При возникновении пожара огонь пойдет во все стороны, но туда, куда дует ветер, он пойдет гораздо быстрее. Фронт пожара – та часть кромки, которая движется по ветру, противоположная кромка называется тылом (у лесников в ходу термины «голова» и «пятка»). Дым пойдет только по ветру.
Когда горит трава, пожар опасен тем, что из-за перемены ветра фронт, тыл и фланги часто меняются местами. Зона безопасности при травяном пожаре – выгоревшая площадь. Там дымно и жарко, но там вы не сгорите. Не надо пытаться двигаться наперегонки с огнем. В лесном пожаре выгоревшая площадь становится опасной зоной, потому что там продолжается горение, падают деревья, и задымление остается сильным. Бежать всегда надо туда, где безопаснее. Если условия непонятны и неизвестно, где тыл и фронт пожара, бежать надо поперек ветра с учетом рельефа, чтобы не убегать от огня вверх по склону, иначе он может догнать. Не надо бежать против ветра, хотя этот безумный совет дают во многих современных пособиях по безопасности жизнедеятельности. Поперек ветра бежать эффективнее, потому что тогда можно выбраться из зоны задымления и обойти пожар по флангу, выйдя на тыловую кромку.
4. Одна из причин большого количества лесных и торфяных пожаров – нежелание портить статистику информацией по травяным палам, с которыми никто не борется. По закону травяные палы не учитываются в статистике как пожар, так как их слишком много – не хотят портить статистику. Их никто не контролирует и не останавливает, и от них загораются леса и торфяники.
Количество людей, которые поджигают траву, немыслимое. Практически каждый второй деревенский житель делает это весной, и сейчас в основном мы тушим пожары, возникшие по этой причине. Зачем ее поджигать – не совсем непонятно. Говорят, что так борются с клещами, гадюками, повышают плодородие почвы, но это выдумки. В реальности причина в том, что из-за упадка в сельском хозяйстве зарастающих полей очень много, много сухой травы, и, поджигая ее, люди «наводят порядок».
Когда травяной пал переходит в лесной, определить, какой это будет пожар, травяной или лесной, может только закон: в зависимости от того, на какой категории земли с точки зрения кадастровой карты он находится.
5. Профессиональные лесные пожарные тушат верховые лесные пожары отжигом – против ветра на пути огня выжигают все горючие материалы на почве. Низовой пожар, когда горят трава, напочвенные материалы и кустарники, полезет вверх не по лиственным деревьям, а по хвойным и по сухим, и начнется пожар верховой. Огонь, как правило, идет скачками, прыгает примерно на 150 метров, после чего ему нужна подпитка теплом снизу. Если он не получает ее от низового пожара, то останавливается. По-другому остановить его нельзя – никакие сбросы воды с воздуха не в состоянии потушить верховой пожар, если он развился. Авиация может играть только вспомогательную роль, смачивая часть деревьев, чтобы огонь по ним продвигался медленнее.
Для того чтобы остановить верховой пожар, его нужно изолировать. Окопанные минерализованные полосы неплохо останавливают низовой пожар. Но если огонь идет по кронам, он, конечно, через эти полосы перепрыгнет. Верховой пожар бросает искры и горящие ветки на расстояние до 500 метров. Поэтому единственная возможность остановить верховой пожар – убрать внизу горючие материалы на пути его приближения. Убрать их можно только одним способом – сжечь.
Профессиональные лесники и лесные пожарные тушат верховые лесные пожары отжигом – против ветра на пути пожара выжигают все горючие материалы на почве. И тогда пожар, прыгнув с кроны, останавливается, не получая подпитки теплом снизу. Полоса должна быть замкнута. Также можно зайти по ветру на выгоревшую площадь и тушить напрямую, а сторону против ветра выжигать. Делать это могут лесники с большим опытом работы, со специальным оборудованием, но даже у них отжиг может «ускакать».
6. Нельзя прятаться от огня в овраге. Там не выжить! В узких долинах и оврагах, когда огонь идет вверх по склонам, но все догорать не успевает, продукты горения выбрасываются вверх, догорают в воздухе и огонь переходит в газовую фазу. Овраги и ложбинки – это самое плохое место, чтобы спрятаться.
7. На тушение пожара в населенном пункте поедут, но если горит лес, поле или торфяное болото, вряд ли. Звоните 112 или 101. Всегда узнавайте номер конкретного мобильного оператора в том регионе, где будете находиться. Сообщать надо, где горит, что горит, есть ли угроза населенному пункту или лесу, ваше имя и как с вами связаться. Если горит лес, то единый номер лесной охраны 8-800-100-94-00. Все больше случаев, когда диспетчеры говорят, что все машины задействованы, когда вы сообщаете, что горит поле в километре от населенного пункта. Поэтому какие-то действия придется предпринимать своими силами, а если огонь подходит ближе, а к вам не едут, надо звонить еще раз. На защиту населенного пункта, скорее всего, поедут, а вот на защиту леса, особенно того, который не в лесном фонде, вряд ли. А если вы еще скажете, что есть торфяное болото, которое каждый год горит, не поедут точно. Потому что им некого отправить, никто не отвечает за эти участки, да и не хотят портить статистику. В этом году более 20 торфяников мы тушили своими силами – по каждому случаю у нас был конфликт с МЧС и с местной властью, которые не готовы признавать торфяные пожары.
Если звонки по 112 и в лесную охрану не помогают, на них не реагируют, нужно выяснять телефоны центра управления кризисными ситуациями по вашему региону, это структура МЧС, которая должна координировать всех остальных. Если и это не помогает, звоните по телефону доверия МЧС, в федеральный центр управления кризисными ситуациями и в «Гринпис».
8. Поселки в 2010-м сгорали практически полностью, защитить их не получалось в том числе из-за того, что пожары не признавались. Что можно сделать самостоятельно до приезда пожарных? Все зависит от того, где находится населенный пункт и что вокруг него. Как правило, между лесом и населенным пунктом есть поле. Один из способов – начать обливать заборы, которые обычно бывают вокруг населенных пунктов, если огонь все ближе, то и дома. Но вода в жаркий ветреный день, будет быстро испаряться.
Еще один вариант – прокладывание минеральной полосы лопатами и трактором. Конечно, лучше это делать перед началом пожарного сезона. Также кто-то должен встречать пожарных, кто-то – показывать, куда стать на водный источник, пригодный для пожарной машины, обычно это какой-нибудь пруд, кто-то ведрами поливает стены домов, крайние сараи. Одной пожарной машины с трудом хватает на тушение дома, пока он не разгорелся. Если горит больше домов, то принимается решение, какие спасать. В старых инструкциях боевого устава пожарной охраны в сельских населенных пунктах обычно предлагалось бульдозером прокладывать линию, снося еще не горящие дома, чтобы создать барьер на пути огня. Это вызывало постоянные конфликты, споры с населением, но лучше спасти половину деревни, чем потерять всю. Также тушить надо будет то, что перелетает через минерализованную полосу или дорогу, которая идет по краю села.
Если это успеть потушить, то есть шанс спасти населенный пункт. Если этого не делать, а прятаться в подвалах, то можно погибнуть. Такие случаи были и очень много. Большинство поселков, которые сгорели в 2010 году, сгорели не потому, что загорелись дома, а от того, что искры падали в сухую траву и на кровли. Поселки сгорали практически полностью, защитить их не получилось, в том числе из-за того, что пожары не признавались. Две недели огонь шел к населенным пунктам, людей уверяли, что эвакуация не понадобится. Очень важно признавать пожары, добиваться реакции и действовать своими силами.
9. Костюм из номекса – тренд жаркого лета. Подходить к огню лучше не в одиночестве, а группой как минимум из трех человек. Если с одним что-то случилось, вдвоем тащить его будет намного легче. Обязательно нужно следить за своей экипировкой, средствами защиты. Есть специальный костюм из ткани номекс – он совсем не горит. Если вы просто тушите у себя пожар, то главное, чтобы не было синтетики, потому что ожоги от нее тяжелые, лучше использовать одежду из хлопчатобумажной ткани. Руки можно защитить перчатками. И обязательна защита лица и органов дыхания. Органы дыхания можно защитить любой повязкой, мокрым платком, но есть и специальные респираторы. Лицо – специальным щитком из поликарбоната: он не быстро плавится и не дает опасных продуктов горения. Также нужна каска – она защищает от теплового потока и травм, вызванных осколками, ветками. Огнестойкие очки защищают глаза. И еще пелерина из номекса, чтобы горящие шишки не сыпались за шиворот.
Бонус: 4 простых приспособления для тушения пожара
Самый главный агрегат для лесников – ранцевый лесной огнетушитель. По сути это резиновый бурдюк в виде рюкзака, обшитый тканью, в котором есть крышка и сетка, чтобы заливать туда чистую воду. В этот рюкзак помещается 20 л воды. От рюкзака идет шланг к гидропульту, работает он как велосипедный насос. У него есть два режима – распыленная и компактная струя. Это самое первое реагирование на пожары, простое в использовании. Добавляйте в воду моющее средство, стиральный порошок, а лучше жидкое мыло, тогда эффективность использования воды будет выше, она лучше будет впитываться в древесину, эффективнее тушить тлеющие материалы.
Если нет ранцевого огнетушителя, траву можно захлестывать. Для этого можно использовать веники, тряпки, ветки деревьев. Это хоть и дедовский, но один из самых надежных способов. Есть специальная телескопическая хлопалка, у нас ее называют «хвост бобра». Нужно стучать ею по траве, потом траву отбрасывать на выгоревшую площадь и дотаптывать ногами.
Есть более действенное средство – воздуходувка-опрыскиватель. Состоит она из бака с водой, двухтактного мотора и ствола. Довольно эффективное средство, но стоит дороже. Оно подходит для тушения степных, травяных пожаров, то есть там, где нет тлеющих материалов – веток, торфа. В лесу оно менее эффективно, потому что будет больше раздувать, чем тушить.
Мотопомпа – насос с бензиновым двигателем. Такой прибор может носить один человек. Каждый рукав длиной по 20 метров забирает воду из любого водоема и позволяет дать 240 л в минуту.