Куклы
Эта серия экспериментов была проведена в 1939–1950 годах американскими психологами, мужем и женой Кларками. Они показывали чернокожим дошкольникам нарисованных и кукольных белых и черных детей и задавали им два вопроса: «Какой вариант (белый или черный) тебе больше нравится?» и «Какое изображение или кукла кажется тебе похожей на тебя?» Затем они давали детям раскраски, на которых был изображен ребенок, и просили раскрасить картинку цветом, который был бы ближе других к цвету их собственной кожи.
В ходе исследования чернокожие дети часто выбирали белых кукол и изображения белых детей не только в качестве более красивых, но и в качестве похожих на них самих, а раскраски раскрашивали цветом на тон светлее, чем цвет их кожи. Исследователи объяснили это тем, что черные дети часто воспринимают белый цвет кожи как хороший и красивый, а черный — как плохой и уродливый. То есть уже в возрасте 5–7 лет ребенок усваивает стереотипические представления о его собственной расе.
В 1954 году, вероятно, не без влияния этого исследования в США была запрещена расовая сегрегация в школах.