1. Гейши не виноваты. Проститутки просто использовали их честное имя
Профессия гейши возникла в XVII веке, так что ее можно назвать сравнительно молодой. Жрицы любви любого ранга, от самого низшего до самого высшего, в Японии обозначаются термином юдзё, женщина для удовольствий. Причем внутри этой категории куртизанки отличаются от проституток хорошим образованием, умением танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, вести беседу. Гейши не относятся к юдзё. Девочку-гейшу не учили эротическим искусствам, и вздумай она оказывать сексуальные услуги за деньги, это было бы нелегально, непрофессионально и… дешево.
Откуда же взялось представление, что гейши – это дорогие проститутки? После окончания Второй мировой в Японии царила разруха. В стране стояли американские войска, и толпы девушек надевали приличные кимоно и называли себя гейшами, зарабатывая при этом проституцией.
2. В дома гейш отдавали девочек в возрасте до 7 лет
Причем их туда не продавали, это выдумка. Продавали девочек и женщин в кварталы удовольствий, и от того, насколько рано потенциальная юдзё попадала в квартал, зависело, кем она станет, проституткой или куртизанкой. Каков статус девочки, которую взяли в дом гейш? Она становится младшей сестрой кому-то из девушек дома и сикоми, то есть прислужницей. В Киото четыре квартала гейш, каждый конкретный дом связан с определенной школой танцев. Девочку начинают водить на занятия в соответствующую балетную школу, а в оставшееся время она находится на положении служанки непосредственно у старшей сестры и у всего дома, обращаются с ней максимально строго.
Когда девочка готова к дебюту, она становится минараи. Будучи сикоми, она не имела права входить в банкетный зал, следовательно, не знает, как себя там вести. Теперь ее одевают в кимоно, она приходит на банкеты вместе со старшей сестрой, сидит в уголке и наблюдает. В 10–12 лет минараи становится майко, что значит «танцующее дитя». Костюм майко яркий и сложный: он призван отвлекать внимание от возможных огрехов танца, поэтому чем совершеннее танец, тем сдержаннее костюм. Если девочке 12 лет, но она еще не может выступать, скорее всего, она останется в доме гейш, но станет экономкой или музыкантшей.
3. Мидзуагэ в жизни майко – это не потеря девственности. В Японии девственность никто не продает, потому что ее никто не купит
В 13–15 лет происходит церемония мидзуагэ, не имеющая никакого отношения к потере девственности. Если вы встречаете историю про японцев, посвященную потере девственности, одно из двух – либо она не японского производства, либо это современное аниме. Японцы просто выучили, что европейцы такой ерундой интересуются. Японская культура абсолютно равнодушна к женщине. Смысл жизни японской женщины – служить японскому мужчине. В Японии девственность никто не продает, потому что ее никто не купит. Ритуал мидзуагэ – совершенно другое: девушка стала младшей майко, она начинает выступать, ходит на банкеты со старшей сестрой. Но нужно выяснить, способна ли она самостоятельно держать клиентуру, появились ли среди посетителей чайного дома те, кто захочет заказывать банкеты с ее участием. Чтобы это определить, нужна церемония мидзуагэ, что значит «улов». На церемонии девушка должна себе справить новое кимоно и новый пояс, а стоят они немало. Но на это дом гейш ей ничего не дает. Могут ли несколько мужчин совместно принять участие в церемонии мидзуагэ одной девушки? Да. Сумма, которую они потратят, совершенно легальная и публикуемая. Ритуал нужен еще и затем, чтобы показать, что эта девушка, хотя она еще майко, в свободном полете, можно заказывать ее банкеты, она готова к самостоятельной деятельности.
4. Главная церемония в жизни гейши – эрикаэ, «смена воротника»
Воротник гейши чисто белый, у майко – преимущественно красного цвета; есть отличия и в макияже, у майко накрашена только нижняя губа. Перед эрикаэ майко делает прическу сакко с хвостиком. В ходе церемонии срезают прядь волос.
5. Повторить макияж гейши довольно трудно
Существует абсолютно ложное представление о том, как краситься под гейшу: всего-то набелить лицо и красным подвести глаза. В реальности это очень сложный грим, убирающий естественные недостатки лица. Макияж гейши состоит из белого тона, потом розовым маскируются все проблемные места, а поверх наносятся белила.
Полоска непрокрашенной кожи вокруг лица – побочный эффект. Прическа делается минимум три – максимум пять раз в месяц и держится на воске. Девушке приходится спасть на специальных подголовниках, чтобы прическа не портилась. Если при нанесении белил на лицо грим попадет на волосы, нужно будет снова отправляться к парикмахеру, а это долго и дорого. Поэтому вокруг лица повязывается специальная ленточка, чтобы защитить волосы. Взрослые гейши носят парики.
Еще интересный момент – две полоски на шее. Когда гейши в праздничном макияже, вместо двух коротких полос рисуют три длинные. В интернете гуляет информация, что две короткие полосы символизируют женские половые органы, а на самом деле они просто подчеркивают красоту шеи, визуально ее удлиняют. В эпоху Эдо три полосы носили самурайские дамы, две полосы – купеческие.
6. Выходных у гейши не бывает
Пока девушка работала старшей и младшей майко, ее официальные заработки шли на погашение долга за обучение. Став младшей гейшей и отработав несколько лет в этом качестве, она может его полностью выплатить и дальше трудиться самостоятельно, но чаще всего девушки остаются в домах гейш.
Гейша старается работать как можно больше. Конечно, ей никто не мешает отменить какие-то банкеты, но как такового выходного дня у нее не бывает, и дело не в том, что ей его не дают. Зарплата гейши зависит от количества банкетов. Минэко Ивасаки за 6 часов посещала более 10 банкетов. Но Минэко была звездой, ей оплачивали час работы, хотя приезжала она на 15–20 минут.
7. В домах гейш теперь соблюдают права ребенка
В эпоху Эдо всегда было так: девочка начинала учиться примерно в пять лет, дебютировала в 10–12, солировала в 13–15 лет и становилась гейшей в 18–20. Под давлением мировой общественности японцы были вынуждены позаботиться о правах ребенка. И теперь в дом гейш девушек разрешают брать с 15 лет.