— На форумах портала «Банки.ру» лет десять назад народ начал интересоваться выгодным использованием акций и тарифов банков. Вскоре стало понятно, что публично озвучиваемые темы умирают очень быстро — даже до банкомата не успеешь дойти. Поэтому с «Банков.ру» люди ушли на закрытые форумы и закрытые чаты типа Telegram.
Первый свой форум мы, правда, сделали таким, чтобы его видел «Яндекс». Наши обсуждения нашел ОлегТиньков. У Тинькова инновационный банк, там есть специальный отдел, который шарится по интернету. Особенно они обиделись на не совсем приличное слово, которым мы в переписке обозначали их банк.
Тиньков насчитал 65 человек наших и перевел нас на «специальный тариф», под нас придуманный. Например, я открыл сто вкладов, абсолютно легально, а он ввел ограничение: пять вкладов можно бесплатно, остальные по 1000 рублей за открытие, причем задним числом. Мы подали в суд, и Тиньков отозвал это решение.
Не знаю, как сейчас, но раньше Тиньков вел блог в ЖЖ. Его там спросили об этой ситуации, он ответил: «Потому что не надо быть слишком умными». Мы взяли себе такое негласное название — «Слишком умные». Сейчас у нас уровень доверия такой, что можно занять несколько миллионов рублей на день у совершенно незнакомого человека, которого ты знаешь только по нику.
Принцип наших схем не меняется, он основан на том, что банки отвратительно плохо разбираются в финансовых тонкостях, где какой код поставить на какую покупку. Пусть у них и есть специальные отделы, отслеживающие возможность накрутить на их операциях и печальный опыт других банков.
Из недавних примеров — новая карта банка «Открытие». Когда «Аэрофлот» везде повысил тарифы по милям с банковских карт, из-за курса доллара банки стали их удваивать или утраивать. «Альфа-банк» давал одну милю «Аэрофлота» за тридцать рублей расхода по карте, потом стал давать шестьдесят. По тому же пути пошел Сбербанк, «Уралсиб»: одна миля стала стоить 150 рублей.
В «Открытии» поняли, что ниша опустела, и придумали баннер, который висел по всей Москве: «4 мили за 50 рублей — полетим». Эта карта была анонсирована в августе, я сразу ее купил, стоит она две тысячи рублей в месяц. Никакого премиального обслуживания у нее нет — она просто очень дорогая. Эти четыре мили за 50 рублей получают первые сто тысяч человек, которые делают оборот по этой карте более 150 тысяч рублей — и то через два месяца. До этого у них 1,65 мили за каждые 50 рублей. Для меня такой оборот не проблема, я делаю оборот миллионов по двадцать, гоняя по картам, которые у меня есть, сто тысяч рублей.
«банки отвратительно плохо разбираются в финансовых тонкостях»
Банки очень не любят пополнение сотовых телефонов через банкоматы — вроде это покупка, оплата услуги, но они прекрасно знают, что с сотового телефона можно вывести деньги с минимальной комиссией через электронные кошельки. Они получат свою комиссию 2% за пополнение счета, но если эти деньги многократно прогнать, на бонусных милях они гораздо больше потеряют. В сентябре «Открытие» скорректировало тариф. Прислали огромный pdf, где говорилось, что банк не начисляет бонусные мили с пополнения телефона, брокерских счетов, переводов средств.
Но еще банки выпускают подарочные карты. Обычно они не именные. Это Mastercard, у них есть чип, магнитная плата, они в красивых коробочках. У них нет пин-кода, с них нельзя снять наличные. На их покупку код бонусный, «Открытие» забыло добавить его в исключения.
Мы начали скупать такие карты, обналичивая их не более чем за 1%. Через месяц «Открытие» и эти карты добавило в исключения по милям. Разумеется, задним числом. 1% с прогнанных по этим картам денег — невозвратные издержки для нас.
Банк может вести нечестную игру, отобрать деньги в любой момент, сказав, что некорректно начислил. Разумеется, изменения публикуются день в день, а не за десять дней, как нужно предупреждать по закону. Это никак нельзя доказать. Банк имеет право предупредить клиента «любым способом»: хоть бумажку вывесить на стенде в отделении — ты не докажешь, что такой бумажки на стендах не было.
«Азбука вкуса» продает подарочные карты банка «Русский стандарт» в партнерстве с Cirque du Soleil. Пять тысяч номинал, стоят 5100 рублей. Раньше были десятитысячные, но они кончились. Кассирши говорят, что только мы такие карты покупаем, хотя акция идет уже три года. Обычным людям это продукт не нужен. Фишка в том, что покупка этой карты идет через кассу магазина. Соответственно, код покупки такой карты будет, по-моему, 5411 — то есть «супермаркет». Добавить его в небонусируемые исключения банки не могут. «Открытие» это заметило и ограничило бонусирование покупок в супермаркетах 300 тысячами рублей — ни один банк честно не играет, не соблюдает свои же правила.
«Банк может вести нечестную игру, отобрать деньги в любой момент, сказав, что некорректно начислил»
Мне известен способ, как накручивать баллы на «Кукурузе». «Кукуруза» ограничила их не более ста тысячами в месяц. Но с этих ста тысяч можно получить не 1%, как обычно, а 3%, если заплатить 990 рублей на год по акции «Двойная выгода». Не составляет труда сделать 50 таких карт на всех родственников и веером их использовать. Баллы можно потратить на заправках, в супермаркетах.
Приходилось обучать кассиров, показывать, какие кнопки нажимать на их терминале — никто не пользуется этими баллами «Кукурузы». Это в моих интересах, я с такой ситуацией сталкиваюсь не первый раз — когда нужно помогать кассиршам. Что делает «Кукуруза»? Она говорит: да, вы всё правильно сделали, но давайте, что с 1 ноября можно будет тратить не более 30% баллами, остальное деньгами. Да, мы меняем условия акций, как хотим.
Есть несколько банков, вставших на нашу сторону и помогающих нам зарабатывать на других банках. До того момента, как возникают терки: а что это ваши клиенты гоняют ваши карты у нас, а вы ничего не делаете? Тогда «дружественный» банк говорит: извините, ребята, вы за этот месяц ничего не получите, и карты мы вам заблокируем.
Существует предписание от Центробанка о том, что банк не может быть «транзитной единицей». Хотя вообще эта норма введена против обналички — незаконного вывода со счетов юридических лиц денег. Но мы-то физические лица. Меня так выгнали из многих банков — за переводы самому себе, хотя я даже наличные не снимаю.
У меня в кармане обычно триста рублей на маршрутку и дома полторы тысячи рублей — пиццу оплатить. Из детского сада детей забирал — 340 рублей за какую-то ерунду попросили, не было! Зато у меня с собой 60 карт разных банков. Наличные нужны, только если в стране выходной день, либо, сука, опять какой-то праздник — чтобы твои схемы работали, приходится снимать деньги из банкомата и переносить их руками в другой банкомат.
«чтобы твои схемы работали, приходится снимать деньги из банкомата и переносить их руками в другой банкомат»
Прекрасный эпизод: акция банка Home Credit с «Перекрестком». Года три назад Home Credit создал вклад «Хорошие новости». Минимальная сумма — тысяча рублей, вклад пополняемый. Любую сумму можно снять, только тысяча рублей должна оставаться. Вкладов можно было открыть сколько хочешь. На 14-й день после открытия вклада тебе на карту «Перекрестка» начисляется пять их баллов или сколько-то там. На 90-й день еще сколько-то.
Мы взяли свободное бабло, наоткрывали вкладов. Взяли excel и составили табличку: так, чтобы 14-й день был каждый день у кого-то из нас. На 13-й день каждый клал на счет все наше бабло — пару десятков миллионов рублей. В 14-й день бонусные баллы начисляются именно с этой суммы. После получения баллов переводил деньги следующему. Они спохватились примерно на второй месяц. Они ограничили акцию так: бонусы начислялись только по одному вкладу. Хорошо. Тогда берутся сестра, папа, мама, и открываются вклады дальше. Это не затормозило процесс вообще. Баллы «Перекрестка» я проедал два года: покупал бухло, икру, экзотические фрукты. Помню, за одним из наших пошел сотрудник службы безопасности «Перекрестка», проводил до дома и попросил «больше не ходить в их магазин».
Еще прикольно было смотреть на кассирш. Баллы «Перекрестка» пишутся в кассовом аппарате. Баллы не помещались на его экранчике. Затем к Home Credit подключился новый партнер, ТНК, — можно было также и бензин получать.
Примерно с позапрошлого года столичные банки постепенно стали учиться на таких историях, поэтому все чаще мы работаем с регионами — у провинциальных банков ошибок еще больше.