Детектор в Онтарио
Нобелевскую премию по физике за 2015 год получили японец Таакаки Кадзита и канадец Артур Макдональд, пишет Meduza. Награда присуждена «за открытие нейтринных осцилляций, которые показали, что у нейтрино есть масса».
Нейтрино — это субатомные частицы, которые присутствуют почти везде, поясняет BBC. У них почти нет массы, и они ни с чем не взаимодействуют, поэтому изучать их очень тяжело. Их отдельно друг от друга и изучали ученые в своих лабораториях в Японии и Канаде.
Они как раз выявили то, как нейтрино меняют свое состояние. Фактически это важный шаг в описании частиц, которые есть почти везде, но которые при этом не изучены.
В конце 1990-х годов ученые столкнулись с загадкой: различные детекторы находили куда меньше нейтрино, чем предполагали теоретические модели. Детекторы обычно находятся глубоко под землей, чтобы избежать различных вмешательств. Кадзита работает на детекторе Super-Kamiokande, находящемся рядом с Токио, а Макдональд — на детекторе в Sudbury Neutrino Observatory в Онтарио.
В 1998 году Кадзита заявил об открытии: нейтрино при столкновении с атмосферой Земли меняли свое состояние. В 2001 году выводы японского колллеги подтвердил Макдональд: нейтрино действительно меняли состояние.
Их выводы объяснили, почему детекторы обнаруживали так мало частиц. Кроме того, их выводы противоречили стандартной модели физики частиц. Благодаря их открытию расчеты о постоянном расширении Вселенной были изменены.