Атлас

Также по теме

Nasa опасается исследовать темные полосы на Марсе

Ученые Nasa недавно обнаружили, что Марс не сухая планета, как думали раньше, и на ней есть вода. Это повышает вероятность существования на Марсе живых организмов. Однако исследовать влажные участки будет не так просто. Есть опасность, что планетоход занесет в эту зону микробы с Земли.

• 17408
Thinkstock/Fotobank.ru

Nasa будет не так просто найти жизнь на Марсе, пишет The Guardian. Нужно найти способ исследовать планету на предмет живых организмов, при этом не занеся туда микроорганизмы с земли.

Исследователи хотят с помощью марсохода Curiosity изучить темные полосы, образованные потоками воды, стекающими по склонам кратеров и каньонов Марса в летние месяцы. Однако планетоход не стерилен и может занести во влажную зону земные микроогранизмы, которые могли попасть на планету с Земли и все еще оставаться живыми.

Планетоход, передвигаясь вокруг крупного кратера Гейл, обнаружил свидетельства того, что раньше на Марсе были реки, а также остатки древних озер. Наличие на планете воды повышает вероятность существования на Марсе живых организмов.

Однако обнаруженные недавно темные линии на склонах кратеров — это особый феномен. Эти места в какой-то период времени бывают влажными и, соответственно, по ним может проходить только стерильный космический транспорт.

Вопрос о том, может ли Curiosity исследовать эти районы, вызовет жаркие споры среди космонавтов, уверен Эндрю Коутс из Лаборатории космических наук Mullard при Университетском колледже Лондона.

Согласно правилам Комитета по космическим исследованиям, космические аппараты, пытающиеся обнаружить наличие жизни на планете, должны быть очень чистыми. Такие аппараты входят в категорию IVb. Однако для изучения особых зон, таких как темные полосы на Марсе, нужны еще более стерильные аппараты категории IVc. Эти правила были разработаны для защиты планет от занесения чужеродных организмов.

Марсоход Curiosity входит в категорию IVb, поэтому он не может заходить в зоны, где есть вода. Однако некоторые ученые полагают, что земные микроорганизмы, которые могли быть на марсоходе, скорее всего, погибли в радиационной среде Марса, в частности от ультрафиолетового излучения. Тем не менее, согласно последнему докладу Национальной академии наук США и Европейского научного фонда, несмотря на то, что ультрафиолетовое излучение может уничтожить находящиеся в воздухе микробы и споры, пыль может ослабить радиацию и увеличить активность микроорганизмов.

Поэтому, скорее всего, Curiosity сможет изучать обнаруженные потоки лишь на расстоянии или найти плоскую поверхность там, где потоки останавливаются, и взять на анализ марсианскую почву.

Следующий планетоход отправится на Марс в рамках совместной миссии «Экзомарс», запланированной европейским и российским космическими агентствами на 2018 год. Этот космический аппарат собирается пробурить марсианскую почву на два метра, чтобы исследовать вероятность существования жизни на Марсе.

Система Orphus