Люси Микаэлянсемейный психолог |
«Смотря что подразумевается под «баловать»: «баловать» и «вседозволенность» — это не одно и то же. Или можно так сказать: баловать, но в рамках. Если ребенок сует пальцы в розетку или свешивается с балкона на высоком этаже, понятно, что это опасно и, значит, «нет». Это распространяется не только на то, что немедленно угрожает жизни, но и на режим питания и некоторые вещи, которые не полезны. С другой стороны, когда детей воспитывают в жестких рамках, которые потом сильно мешают жить.
Ребенка не может избаловать эмоциональный контакт. С маленьким ребенком — это телесный контакт, с большим — эмоциональный. Есть разница между эмоциями и поведением. Родители нередко отказывают ребенку в близости — «я с тобой не разговариваю». Так лучше никогда не делать, потому что это обрыв контакта. Так же, как и правило не брать на руки — «а то избалуется». Воспитывать, лишая радости общения, — жестоко. Конечно, это не касается поведения, потому что есть вещи, которые непосредственно опасны или стратегически неполезны. Тут родители могут быть абсолютно твердыми, однозначными. Надо так надо. Что не исключает взаимопонимания. Если ребенок скажет: «Я не хочу идти в школу», можно сказать: «Я понимаю, что сложно идти, но в школу надо каждый день ходить, маме тоже иногда не хочется идти на работу, так бывает. А зато давай, когда ты придешь из школы, мы что-нибудь вместе сделаем». Или спросить, почему не хочется туда идти? Может, его обижают».