«Если демократия — свобода выбора, почему меня заставляют делать то, чего я не хочу?»
Людмила Петрановская
____
психолог
«Потому что демократия не для детей. Дети зависят от родителей, пока сами о себе позаботиться не могут. Демократия для взрослых людей, которые могут отвечать за себя сами. Свобода и ответственность связаны между собой. Как только ты вырастешь, сразу демократия станет для тебя. Так что расти быстрее».
Раввин Александр Фейгин
____
ректор Международного еврейского
института экономики, финансов и права
«Во-первых, есть очень распространенное заблуждение, что демократия — это власть большинства. Это не так. Демократия — это власть большинства при гарантированных правах меньшинства. Нельзя проголосовать утром на кухне и большинством голосов решить, что посуду моет только мама. Во-вторых, ты сам понимаешь, что у твоей свободы есть границы. Например, ты уже сам понимаешь, почему в детстве мы не подпускали тебя к электрическим розеткам. Некоторые вещи нам пока приходится навязывать тебе. А тебе пока придется нам верить на слово, что, ограничивая тебя в твоих правах, мы заботимся о безопасности твоего тела и твоей души. Разумеется, мы можем ошибиться. Но исправить это сможешь только ты сам, когда вырастешь».
Раввин Александр Лысковой
____
руководитель московской общины
прогрессивного иудаизма «Ле-Дор ва-Дор»
«Демократия — это не вседозволенность. В любой демократии существуют закон и полиция. Ни одна демократия не может тебе позволить делать то, что вредит окружающим. Так и в семье. Когда я прошу тебя убрать в комнате или поесть, я беспокоюсь не только о тебе, но и обо всей семье. Ты часть семьи. Если ты не будешь есть вовремя, ты можешь заболеть. Если ты будешь болеть, это навредит всем нам — вся семья будет работать на тебя, ходить в больницу, ухаживать за тобой, переживать. Как и в демократии, в семье есть законы, которые мы все обязаны соблюдать».
Отец Александр Борисов
____
настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине
«Демократия — это свобода выбора, но в рамках закона. Когда люди преступают закон, это уже не демократия, а безвластие. В семье тоже есть свои законы — мы должны вовремя есть, вовремя ложиться и вставать, чтобы жить вместе с другими людьми. Иначе мы не сможем встраиваться в человеческое общество — не сможем ни работать, ни общаться с другими людьми».