«Что делать, если ребенок на все говорит «нет»?»
Люси Микаэлян
____
«Зависит от возраста. Есть такой возраст у ребенка, когда он на все говорит «нет». Это этап развития, и, когда он говорит «нет», он имеет в виду «я сам». Это установление его характера, самостоятельности. Если это возрастная вещь, то нужно перетерпеть — пройдет. Ему это надо для того, чтобы как-то осознать свое место в мире, свои возможности и границы. А если это часть какого-то взаимодействия в семье, то родителям надо включить голову и понять, почему он говорит «нет»? Это «нет» про что? Оно ведь может быть про разное. Например, это закрывание контакта, когда ребенок отгораживается. Почему он отгораживается? Он обижен? Расстроен? Он злится? Что происходит с ним? У детей за любым проблемным поведением стоит некоторый эмоциональный дискомфорт. Взрослый человек может сказать: «Я злюсь на тебя, поэтому я не хочу сейчас вместе с тобой садиться ужинать». Или: «Я обижаюсь на тебя, потому что ты поступил со мной несправедливо. Мне сейчас хочется выйти из контакта, закрыться в своем домике и не подпускать тебя близко, потому что ты причинил мне боль». Ребенок не может этого сказать, он может сказать «нет». Тогда надо понять, что происходит с ним и что его раздражает, злит, обижает. И помочь ему выразить это словами, большими чем «нет».
Анна Варга
____
заведующая кафедрой системной психотерапии
Института практической психологии и психоанализа
«Если подросток на все говорит «нет», то надо выдохнуть и подождать, не ссориться с ним. Если это трехлетний ребенок, то это тоже нормально: это кризис трех лет, и надо просто-напросто спокойно подождать. Он сказал «нет», его немножко отвлекли, потом снова привлекли… Если ребенок какого-то другого возраста и буквально на все говорит «нет», значит, что-то не то, возможно, в отношениях с родителями».
Александр Фейгин
____
«Проблема в том, что ребенок, как и взрослый, очень часто говорит одно, а имеет в виду другое. Когда ребенок на тысячу мелочей говорит «нет», то это на самом деле «нет» на что-то одно очень большое. Например, «нет, папа, ты не относишься ко мне серьезно, поэтому я тебе на все мелкие просьбы, приказы и пожелания ко мне тоже отвечаю «нет». Это мои маленькие «нет» на твое большое «нет». Или — «нет, папа, я уже не в том возрасте, что ты думаешь». Или вообще — «нет, оставьте меня в покое». И, кстати, вот это «оставьте меня в покое» — вещь, которая в передозировке может разрушить воспитание, но, когда ее не хватает, это тоже ужасно. Ребенок должен иметь право на свое пространство, на свою волю».
Отец Алексей Уминский
____
настоятель храма Святой Троицы в Хохлах
«Надо понять причину детского протеста. Их может быть много, они очень разные. Ясно, что когда ребенок говорит «нет», то за этим стоит какая-то причина, ребенок против чего-то протестует. Надо серьезно разбираться, что было таким моментом в обстановке семьи. Может быть, он хочет к себе внимания, поэтому таким образом себе противоречит. Скажем, если в семье появился маленький братик или сестренка, которому сейчас посвящены все заботы родителей, а старший остался без внимания, то он будет противоречить, капризничать».
Отец Стефан Ванеян
____
протоиерей церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне
«Это некий симптом. Явно, что у него к родителям есть аналогичный вопрос: «Почему они заставляют меня все время им отказывать?» Это может быть упрямством, привычкой, может быть какой-то защитной реакцией. Ребенок всегда слабее взрослого, всегда беспомощнее. Он всегда находится в невыгодных условиях. Тем не менее, если он так упорно и настойчиво держится, значит, там что-то очень серьезное, и это явный сигнал. Может быть, сигнал о помощи. Он в чем-то очень нуждается, а мы этих причин можем просто не понять, не уразуметь. Ребенок чувствует себя ущемленным, он что-то не обретает. Можно переформулировать этот вопрос: «Почему я не могу быть ребенку всегда чем-то полезным? Почему ему приходится все время быть разочарованным в моих предложениях?» Ребенок защищает себя, собственную самость. Бывает, что ребенок на этом оттачивает свою твердость, волю. И это проявляется в том, что волю легче всего оттачивать на отказе, на этом своем «нет». Нужно проявлять мудрость и быть рядом, почувствовать какой-то перенос, как будто это я говорю «нет». Чего нет такого во мне, что заставляет ребенка ощущать это самое «нет»?»