Contemporary art это обычно верный способ утвердиться в собственном идиотизме и чужой пронырливости. Игнорировать современное искусство вменяемый городской житель уже не может по крайней мере, не во время биеннале. Но вот любить или хотя бы понимать его получается куда хуже. Нужно прочесть, что имел в виду художник. Что по этому поводу думает куратор. Неплохо хотя бы примерно представлять, сколько эта работа может стоить, это
В результате чаще всего возникает картина, которую живописал Виктор Пелевин: «Когда зритель узнает, что
Ощутить заброшенность на выставках современного искусства, безусловно, очень легко, но есть проверенное средство этого избежать. Нужно идти с детьми. Своими или чужими неважно. Можно, допустим, обмануть приятеля и на вопрос «Ну как?» сказать: «Очень интересно», но ребенка не обманешь. Что именно интересно? Почему? Что вообще значит эта инсталляция?
В самом деле что имела в виду группа австрийских художников, приделавшая к Музею Ленина деревянный сортир с желтой сосулькой? Чтобы не попасть в дурацкую ситуацию, к выбору выставок на Московской биеннале следует подходить с осторожностью. Выбрать, к счастью, есть из чего.
Вот, например, инсталляция Кристиана Болтански. В полуразрушенном Музее архитектуры вывешены потертого вида пальто. Называется «Призраки Одессы». О чем это вообще? О потерянных вещах? О расставании? О свойствах памяти? Об одесских родственниках художника? Пытаясь хоть
Ничуть не меньше нравятся им работы израильской художницы Михаль Ровнер, представляющей людей в виде маленьких копошащихся червячков Особенно та, в которую надо заглядывать, как в пробирку или чашку Петри. Тут, конечно, тоже можно много всего напридумывать, благо сама Ровнер дальше концепции «люди как микробы» не пошла, но вид этих самых человечков-червячков, погруженных в бесконечное броуновское движение, обычно завораживает и сам по себе. Так же как, например, возможность засунуть голову под хвост гигантской коровы и увидеть там пасторальное видео с мерцающими планетами (это старая работа Олега Кулика, выставленная в рамках проекта «Starz»). Семь лет назад внутри этих коров показывали, как Олег Кулик сношается с собаками, и детям такое едва ли стоило бы демонстрировать, но теперь там все очень мирно и торжественно.
Самый же беспроигрышный вариант инсталляция «Бабаку» в Музее Ленина. Это просто очень много игрушечных машин, в беспорядке разбросанных по полу. Что хотел сказать художник, понимают даже не все арт-критики, но от машинок детей, как, впрочем, и некоторых взрослых, просто не оттащить. Модели, кстати, регулярно крадут. А после машинок вполне можно вернуться на «Starz» и показать клетку с чучелом Льва Толстого, на которого беспрерывно гадят курицы. Вот этих куриц дети, особенно среднего и старшего школьного возраста, тоже обычно очень хорошо понимают.