Работа: учитель истории в Центре образования №429 «Соколиная Гора».
Стаж: с 1979 года.
Регалии и звания: магистр образовательной политики (Московская высшая школа социальных и экономических наук и Манчестерский университет), грант Москвы 2008 года.
О непрестижности образования
Я начинал свою деятельность в 1979 году в самой обычной школе в Строгино. Там было очень тяжело работать. Дети ничего не знали, но они все хотели знать. Им было интересно, есть ли за Строгино еще какой-то мир. А теперь ничего не интересно. Сейчас у меня учатся дети пелевинских героев, которые видели весь мир через окошечко ларька. Им образование было не нужно. А нужны были совершенно другие умения и навыки.
Один министр образования Англии сказал, что все значимые в стране люди должны при случае говорить, как сильно образование повлияло на их карьеру. У нас же и в советские времена образование значило мало. Инженер получал не большую зарплату, чем многие рабочие. Конечно, это миф, что в СССР было лучшее в мире образование. Просто эпоха была другая. Но ничего не может стоять на месте, а система образования только на шаг имеет право отставать — так она устроена. И если мы заранее будем говорить, что достигли вершины, будет провал, потому что вершин впереди миллион. Это вечное движение.
О том, почему государству невыгодны сельские школы
Я бы не оставил ни одной общеобразовательной школы. Все школы бы специализировал. Чтобы они все были 57-ми, 1513-ми, 67-ми, 91-ми… Чтоб их были тысячи. Но для этого надо работать.
Некоторое время назад был введен такой принцип, когда дети голосуют за школы ногами. Соответственно чем больше детей в школе, тем больше у нее бюджет.
Самая большая для меня проблема в том, что у многих детей отсутствует общекультурный уровень. Это такая маленькая основа в каждом человеке. Он знает, что такое плохо и хорошо, что такое дважды два, что есть Солнце и Луна, он читал книжку, он умеет рассуждать, он где-то путешествовал... Если все это есть, то дальше все складывается как пирамидка. А если нет, то это пропасть. Что делать с такими детьми на уроках, непонятно. Они не знают самых элементарных вещей. Для них Швеция — то же, что Швейцария, Австрия — что Австралия. Они не знают русского языка. Это вообще гигантская проблема для всего нашего образования. Я не говорю про термины. Но они не знают таких слов, как фараон, султан, король, царь, уезд, губерния… И не хотят знать, вот в чем дело.
О том, что дети не видят текст
Еще одна большая проблема — дети не умеют читать текст. У меня бывают такие особенные уроки, когда мы в течение целого учебного дня обсуждаем какую-то глобальную проблему в истории. И дети должны найти какие-то гипотезы, как эту проблему решить, а потом представить их в виде фильмов и презентаций. Они копаются в интернете как сумасшедшие. Умудряются целый фильм снять за четыре урока. Но, что там внутри, их абсолютно не волнует. Они не видят разницу между достоверным источником и желтой прессой. И постепенно мы подбираемся к тому, что надо не просто уметь складывать тетрис, а еще и знать, из чего ты его складываешь, надо разбираться в смыслах, что очень сложно. Но без этого нельзя. Уже сейчас на ребенка обрушен огромный поток информации, и надо учить его в ней разбираться.
О национальной проблеме в школе
Я знаю, что в 11-м классе есть несколько националистов. При мне они боятся высказывать свое мнение. Я думаю, что у них только от глупости такие взгляды. Вообще, проблема, конечно, есть. Школа сегодня стала многонациональной. Это очень новое и интересное явление, оно требует колоссального внимания и изучения. Но у нас нет ни одного специалиста, который бы всерьез учил учителя работать с разными людьми.
О сообществе учеников и выпускников
У нас огромное сообщество выпускников, моих и моей жены. Мы вместе ездим в экспедиции. Многих начинали с 12-летнего возраста вывозить, а сейчас им по двадцать пять. Но помимо выпускников, с нами ездят наши друзья, их дети, наши ученики. И принцип такой — обязательно надо, чтоб было дело. Вот сейчас собираемся строить тропу вокруг Байкала.
О внеклассной работе
Я тридцать лет в образовании и сейчас понял, что очень хорошо знаю, что делать с детьми после уроков, а вот что с ними делать на уроке, я знаю не так хорошо. Все дети очень разные. И после уроков я каждому могу найти место. Вот идем мы, например, в Крым большой командой. Если ты не умеешь рубить дрова, то можешь помогать на кухне, если не можешь помогать на кухне, то можешь что-то другое. Или мы готовим празднование Масленицы. И вдруг выясняется, что одна девочка, которая на уроке не могла сложить два слова, прекрасно шьет и конструирует. Она может стать прекрасным модельером, работать с тканями или конструкциями в любой области.
О том, как мы готовим Масленицу
Мне нужен был праздник, сделанный своими руками. И мы попробовали Масленицу. Оказалось, что у народного праздника есть огромная глубина. Хотя, конечно, это давно не народный праздник, а праздник городской.
О дополнительном образовании
Раньше за внеклассную работу я получал зарплату. А с 1 сентября следующего года государство наше решило экономить и прекращает финансировать дополнительное образование. Вот в нашей 429-й школе было огромное количество спортивных секций, на все вкусы, не меньше пятидесяти кружков, очень мощный театр. И все это оплачивалось. Теперь это никому не интересно. Государство предложило нам брать деньги с родителей. А за что я возьму с них деньги? За то, что их ребенок пришел помогать мне делать Масленицу? Или за то, что он три дня живет в лесу и готовит турслет для всей школы? И самая большая проблема теперь — куда пойдут эти дети. Когда была Манежка, такой дикий скандал разразился, потому что там были 14-летние подростки. И наш министр образования заявил, что надо наказать учителей за то, что там были их ученики. Потрясающее, конечно, заявление, очень для нас обидное. А грянет нечто подобное — а оно не может не грянуть, — и опять спросят с педагогов. И при этом срезают весь бюджет дополнительного образования.
Для меня неважно, что я преподаю историю. Я мог бы преподавать литературу, и было бы все то же самое. Можно взять одно событие или одно произведение и на этом материале заниматься и политикой, и нравственным воспитанием, и проблемой выбора. Скажем, на примере «Войны и мира» можно научить детей читать по буквам, можно разбираться в целых абзацах, можно показать специфику языка, специфику эпохи, специфику писателя и т.д. И тогда встает вопрос: а зачем мне нужен этот академизм? Ни один историк не знает историю от А до Я. А детей мы заставляем учить всю историю. Это наш принцип.
Об истории сегодняшнего дня
Вообще я обязан вести историю до сегодняшней секунды. Но я говорю: «Даже и не думайте, ничего не буду вам рассказывать. Ни о Путине, ни о ком». То есть я все время им буду об этом рассказывать, но на других примерах.
О внутренней свободе учителя