Имя: Герман Григорьевич Левитас.
Работа: учитель математики в школе №1199 «Лига школ».
Стаж: около 40 лет.
Регалии и звания: доктор педагогических наук, профессор Астраханского государственного университета, отличник народного просвещения Армении.
Как я стал учителем
Я пришел в школу, потому что мне не нравилась школа, в которой я сам учился. Я хотел учить не так, как учили меня. Сначала я работал в школе рабочей молодежи, а в 1961 году мне посчастливилось стать учителем математики 52-й школы (сейчас это гимназия 1514). До сих пор мы регулярно встречаемся с первым моим классом из этой школы. И на эти встречи каждый раз приходит около двадцати человек.
О школе, в которой я работаю
Наша школа совершенно особая. Она называется «Лига школ», и это действительно лига учителей по разным предметам. Мы здесь работаем по своим программам и учебникам. По каждому предмету программа повышенного уровня. Сюда приходят дети, которые хотят научиться интеллектуальному творчеству. А как можно заниматься творчеством на публике, под давлением учителя? И я хочу, чтобы мои ученики работали дома, а в классе только сверяли полученные результаты и получали задания. Причем на дом я задаю такие задачи, к которым ученик не подготовлен заранее, — думай сам, а потом ты придешь, и мы вместе посмотрим. Но, если у ученика дома не получается, он всегда может мне позвонить. Дети к нам приходят с 7 класса. И когда меня спрашивают, что дает наша школа, я говорю: «Пять лет счастья».
О том, зачем учить математику
Возьмем, к примеру, квадратные уравнения. Разумеется, в обычной жизни они не пригодятся, а мы тратим на них уйму времени. Но в этой теме важны не сами уравнения, а то, что ребенок учится выполнять некоторые умственные операции. И не правы те, кто говорит, что нам неизвестно, чему учить в школе, так как мы не знаем, что понадобится человеку через десять лет. Мы знаем, что ему понадобится умственное развитие. А как развивать ум с помощью квадратных уравнений — это нам хорошо известно. Так что квадратным уравнениям учить надо. Это похоже на то, зачем человек учится вращаться на турнике. В жизни ему делать «солнце» не понадобится, но оно очень хорошо развивает мышцы. Изучая математику, человек овладевает многими специфическими знаниями. Например, он привыкает к мысли, что, имея полную информацию, можно получать точный результат.
О методах преподавания
Что значит соответствовать требованиям всеобуча применительно к преподаванию математики? Это значит добиться того, чтобы все ученики воспринимали новый материал и учились решать задачи. Для этого просто необходимо опрашивать ученика по каждой теме. Мы использовали методику украинского педагога и ученого Виктора Федоровича Шаталова, согласно которой учитель самое главное пишет на доске. Дети этот текст переписывают в тетради, а дома учат наизусть. На следующем уроке они воспроизводят конспект по памяти и сдают учителю. Благодаря этому все знают каждую тему. Обычно в школе это не делается. Ученик, которого спросили о первом признаке равенства треугольников, может не готовиться к ответу о втором признаке — его, скорее всего, не спросят. Образуются пробелы в знаниях, чего нет в нашей методике.
И задачи наши школьники решают сообща, парами. А не так, что учитель вызывает одного к доске, а остальным надо переписывать. Чтобы регулярно повторять пройденное, мы устраиваем математические диктанты. При такой системе все все успевают, все знают вчерашний материал. В помощь учителю мною изданы книги для проведения уроков в 5–8 классах. Там есть и тексты диктантов, и конспекты, и другие материалы. Но, к сожалению, всем этим мало пользуются.
О разработке новой методики
Методикой преподавания математики я стал заниматься с 1966 года, руководил лабораторией математики в Академии педагогических наук. Дело в том, что методика, которая сейчас применяется в большинстве школ, для всеобуча не подходит. Она была разработана в 30-е годы прошлого века и рассчитана на детей, которые хотят учиться. Тех, кто не соответствовал требованиям, из школы выгоняли (например, переводили в ремесленные училища). Всеобуч поменял всю систему ориентиров. И тогда встал вопрос: «А как же все-таки учить?». Мы нашли ответ на этот вопрос.
В 80-е годы мы провели уникальный для педагогики эксперимент. Полторы тысячи детей (треть из Армении, треть из Латвии и треть из Москвы) учились математике по нашей методике с четвертого по одиннадцатый класс. Причем преподавали им не мы, а их учителя. Эти дети прекрасно окончили школу, и не только по математике. И за все это время ни один учитель не пожаловался нам, что кто-либо из детей не способен, не хочет или не может учиться.
А через некоторое время нам сказали: «Да когда это было? Ученики уже не те, учителя не те». Чтобы всерьез внедрять нашу методику, нужна воля. Учителям надо много работать, тщательно готовиться к урокам. И если директор школы не учит их этому и не требует хороших знаний от учащихся, то лишь немногие учителя принимаются за работу по нашей системе. А поскольку нет никаких распоряжений от Минобразования, то находится крайне мало директоров, которые вводят нашу систему в своей школе.
О диктантах по математике
Это старое изобретение. Диктант по грамматике — это когда ты пишешь, что тебе говорят. А здесь учитель тебя спрашивает, а ты отвечаешь письменно. Мы апеллируем к человеческим свойствам ученика. Вот, например, вы решаете кроссворд, а там написано: «Государство на «б» в Южной Америке, 8 букв». И вы заинтересовались — что же это за государство? Вам ничего не будет за то, что вы впишете «Бразилия», но вам стало интересно, потому что вас спросили. А в школе? В школе спрашивают одного. И остальные знают, что всех не спросят. А в диктанте я спрашиваю всех. А потом мы вместе обсуждаем ответы.
О нестандартных задачах
Кончает человек школу. И остаются в его памяти на всю жизнь важные сведения из истории и из географии, знает он наизусть стихи, выученные на уроках литературы. А что остается в памяти от уроков математики? К сожалению, только правила действий с целыми числами и десятичными дробями да правило подсчета площади прямоугольника. Правда, многие помнят теорему Пифагора. Но это и все. А жаль! Хотелось бы, чтобы среди тем будущих разговоров школьников со своими детьми было кое-что интересное и из математики, помогающей «ум в порядок приводить». Этого можно достичь, если выучить с учениками некоторые известные математические задачи. Здесь и задача о волке, козе и капусте, и о собаке, бегающей между двумя сближающимися велосипедистами, и о том, как два отца и два сына несли три апельсина, и многие другие. В нестандартных задачах ты не знаешь заранее алгоритма и должен соображать. В стандартных же задачах нужно только выбрать алгоритм и применить его.
О проекте профильной школы
Так называемая уровневая дифференциация просто незаконна и вредна. Ведь никто не знает, что ребенку надо и что он может. Его об этом никто серьезно не спрашивает, да и не знает, как спросить. Кроме того, определяя ребенка в «слабый» класс, мы обрекаем его на низкий уровень обучения. Математику необходимо преподавать на общепринятом уровне, который доказал свою доступность и полезность. А если найдутся такие выдающиеся дети, которым этот уровень недостаточен, то мы должны отправить их в физматшколу. А вот профильная дифференциация — дело действительно нужное. Однако я не понимаю, как можно требовать выбора профессии от каждого девятиклассника. Идеальная ситуация — существование 10-11 классов общего направления и, параллельно с ними, профильных.
О нововведениях
Удивительно, когда чиновники говорят, что не знают, что надо преподавать, но при этом вводят новые разделы в школьные курсы. Например, статистика введена в курс математики без всяких обоснований. А ведь этот материал совершенно не в духе школьной математики (в математике 1000 и 1001 — совершенно разные числа, а в статистике — одно и то же). Вместо того чтобы помочь школе справиться с серьезными недостатками в ее работе, Минобр нагружает ее все новыми требованиями. Нововведения касаются и содержания обучения, и способов оплаты, и всех новых форм бумажной документации (вплоть до положения о педсовете!). Это не помогает, а мешает школе работать. И она учит все хуже и хуже. По вине Минобра.
О занятиях с дошкольниками
С малышами обязательно надо заниматься математикой. Иначе получится, как у Высоцкого: «Вот вам песня о том, кто не спел и, что голос имел, не узнал». Я занимаюсь этим: только что вышла в свет моя книжка «Нестандартные задачи для дошкольников». Но здесь главная роль принадлежит родителям. Если ребенка выгуливают в такой коляске, что он маму даже не видит, то какое уж тут умственное развитие?
Об отношениях с учениками
Важно с детьми быть самим собой. Если ты в чем-то силен, надо этим пользоваться. Вот если б я хорошо играл на гитаре, то обязательно бы играл детям. Очень важно никогда не лгать. Не лгать — в смысле не называть белое черным. И в смысле всегда выполнять обещанное. Если возникает спорная ситуация, надо решать ее в пользу ученика. Недавно мой ученик Арсений В. написал контрольную работу и сдал ее мне. Но работа была потеряна еще до проверки. Я спросил Арсения, на какую оценку он примерно написал работу. И поставил ту, которую назвал Арсений. Дети ценят, что я никогда не опаздываю в школу (при нынешних пробках на всякий случай приезжаю намного раньше). У нас с детьми хорошие отношения. Домой они приходят ко мне нечасто, зато часто звонят. Но все-таки я бы сказал, что нынешние дети стали более равнодушными, чем прежде. Теплоты, которая есть с моим первым классом, сейчас уже нет. И мне ее не хватает. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы дети были мягче и теплей.