преподаватель студии «Чудо-кисточка» в культурном центре «Педагогика творчества»
«Иногда я говорю взрослым: возьмите лист белой бумаги, сядьте с ребенком и попробуйте что-нибудь нарисовать. И даже люди, которые считали себя творческими, говорят, что это невероятно сложно. А дети это легко делают, потому что у них незашоренное, чистое сознание.
Урок начинается с вопроса: что ты видел красивого за эту неделю? Лужу, отражение, веточку, лицо, собаку, лист как-то падал необыкновенно... Так я их накручиваю, разогреваю, подсказываю, и в следующий раз они уже больше рассказывают. Они начинают видеть мир, замечать все вокруг. А ведь как интересно жить, когда ты все вокруг видишь! Мы часто живем в грусти, потому что не слышим, не видим, не чувствуем мир.
Мы принимаем всех детей — всем надо рисовать. Это гораздо важнее, чем читать, писать, изучать английский язык. Никакой компьютер не заменит общение с красками, прикосновение к бумаге уголечком, мелками, ощущение липких пальчиков, измазанных в краске, и растекающуюся акварель. Я думаю, дети в этот момент испытывают очень мощные эстетические чувства — вне зависимости от результата.
«Всем надо рисовать. Это гораздо важнее, чем читать, писать, изучать английский язык. Никакой компьютер не заменит общение с красками»
Сейчас к нам на занятия приходят даже полуторагодовалые. И мы только приветствуем, если младшие дети, глядя на старших, цеплялись за мольберт, как за ходунки. А еще приходят дети 10-13 лет, которые занимались у меня раньше, но потом им показалось, что они уже выросли, и они ушли от нас. Стали заниматься чем-то другим, но вот пришли всей гурьбой назад и сами попросили что-нибудь придумать. Они приходят в среду, и с 19.00 до 21.00, а иногда и дольше мы с ними занимаемся историей искусства, смотрим фильмы, слайды, книги. А потом что-то рисуем. Интересно, что в этой группе почти все мальчики, девочек — одна-две. В этом году с октября до мая у нас будет романтизм. В прошлом году было барокко, а до этого — эпоха Возрождения.
В моих занятиях есть элементы шоу. Например, чемодан, из которого вылезают краски-куклы. Или театр рисунка: мы что-то рисуем, а потом нарисованные персонажи на палочках выглядывают из-за картонной ширмы — устраиваем спонтанные представления. А на Пасху сделали бумажный театр с куклами на веревочках и поставили сказку, как звери встречали Пасху (это из Гиппиус).
И конечно, у нас есть чудо-кисточка (этот образ родился давно, еще в 1989 году), у которой появляются крылья, она летит, подлетает к ладошкам, дотрагивается до головок и превращает всех в художников.
Нерисующих детей не бывает, нет такого термина. Конечно, у некоторых есть особый дар, но абсолютно у всех в приоритете игра и изобразительная деятельность, особенно в дошкольном возрасте. Ребенок взял лист бумаги, кусок глины — и уже есть результат: здесь отчеканилось его восприятие мира. Ты проживаешь это в детстве и пользуешься этим фантастическим багажом всю оставшуюся жизнь. В изобразительной деятельности ребенок очень ярко проявляет себя. Вот, например, натюрморт. Каждый раз удивляешься, как ребенок, сохранив образ, по-своему, свободно все переставил, переделал, как ему больше нравится. Смотришь и понимаешь: это чудо. И каждый день ты присутствуешь при рождении чуда.
«Нерисующих детей не бывает, нет такого термина. Конечно, у некоторых есть особый дар, но абсолютно у всех в приоритете игра и изобразительная деятельность, особенно в дошкольном возрасте»
Иногда дети выдают шедевры — например, изумительный графический рисунок, который тут же вдруг замазывают красками буквально за секунду. И я потом говорю родителям: «Жалко, что вы его не видели. А если бы вы были у нас, вы бы насладились, сфотографировали...» Поэтому я всегда призываю: будьте на уроках, смотрите, как творит ваш ребенок. Тем более что часто мама, папа, бабушка, дедушка или хорошая няня для ребенка авторитет — на первых порах очень важно их присутствие.
Даже маленькие дети чувствуют прессинг окружающего мира, родителей: то можно, это нельзя. А здесь они свободны. Тут ребенок с упоением красит руку — от локтя и до ладони. И мама спокойно отвечает: «Он за этим сюда пришел». То есть пришел за свободой, для познания мира. Можно раскрасить свою руку, можно перемешать краски, можно нарисовать и разорвать рисунок на мелкие кусочки, потом опять сложить, и из этого тоже может что-то получиться. Многие вещи я заимствую у детей — иногда они сами диктуют какой-то интересный ход.
Сейчас появилось много страшных образов и терминологии из заграничных мультфильмов. Я даже не успеваю за этим следить. Например, ребенок говорит: «Я нарисовал того-то», — а я даже не знаю, кто это. И стараюсь «перебивать» это сложными терминами из искусства. Я понимаю, что их привлекают незнакомые слова, и говорю: «Я тебе сейчас другое расскажу. Ты представляешь, как однажды появилась коринфская колонна?» Пусть лучше знают про коринфскую колонну, чем про вампира какого-нибудь».