Атлас
Войти  

Также по теме учителя большого города

Учителя большого города. Мария Гришкина

Учитель информатики — о том, как правильно вести урок, плохих учебниках, алгоритмизации и о том, зачем она нужна, и учителях

  • 7646
Мария Гришкина
Имя: Мария Петровна Гришкина.
Работа: учитель информатики в лицее №1580 (при МГТУ им. М.Э.Баумана), доцент факультета прикладной математики и кибернетики МИЭМ НИУ ВШЭ, эксперт ГИА и ЕГЭ.
Стаж: с 1995 года.
Регалии и звания: кандидат технических наук, учитель высшей категории.

О том, как проходит урок и как он должен проходить 

По правилам у меня должен быть план-конспект, в котором прописано посекундно, что я буду делать на уроке. Должен быть учебник, по которому дети будут читать от сих до сих. Я же стараюсь, чтобы они могли максимально творчески подойти к процессу. Считается, что технические специальности не творческие, но это не так. Первую часть урока я рассказываю, а потом даю им возможность решать задачи. А сама бегаю по классу, помогаю, нахожу и исправляю ошибки. Это тяжело, муторно, но имеет эффект. Если б я действовала по правилам, то основное наше время уходило бы на решение задач у доски. А это значит, один решает, а другие бездельничают. У меня теоретический и практический материалы настолько сплетены, что в любом уроке есть элементы лекции и лабораторной работы. И никак я не могу сказать заранее, сколько ученику понадобится времени для решения задачи. То, что они не успевают, они доделывают дома. К тому же некоторым детям очень сложно сосредоточиться в школьной обстановке. А из дома они приносят красивые решения, и я точно знаю, что это решения не родителей.
У меня на уроках нет гробовой тишины и стулья не мажут клеем. Дети свободно двигаются, помогают друг другу. Как бы я ни старалась, я не смогу рассказать все на их языке. А они сами очень быстро друг другу многие вещи объясняют. И тот, кто объясняет, еще глубже вникает в проблему. Кроме того, привыкая объяснять другим, некоторые начинают получать от этого удовольствие и сами становятся преподавателями.

О несогласованности высшего и среднего образования
Мое положение одновременно школьного и вузовского преподавателя позволяет мне видеть ситуацию с обеих сторон баррикад. И оказывается, здесь есть большая несогласованность. Программа технического вуза предполагает, что абитуриент уже приходит со знанием основ алгоритмизации и программирования, но на самом деле в школе это редко проходят.

О том, из чего состоит школьная информатика
Школьная информатика делится на три больших куска. Первый раздел — теоретическая информатика: математическая логика, системы исчисления, элементы теории информации. Как правило, это действительно изучают, хотя и редко объясняют, зачем. Второй раздел — информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Речь идет об умении пользоваться компьютером и программными продуктами. На деле школьники работают с текстовым редактором, в лучшем случае — с электронными таблицами. Это, безусловно, полезно, но достаточно ли для современного человека? В принципе, ученики старшей школы пользуются компьютерами лучше своих преподавателей, и учить их этому на уроках бессмысленно. Третий большой раздел — программирование, алгоритмизация, что в школах преподается формально, если преподается вообще.

О том, зачем детям алгоритмизация
Алгоритмизация — та часть школьной информатики, которая необходима для профильного образования. Может быть, остальным она правда не нужна? Тогда возникает вопрос: нужна ли детям математика? Достаточно арифметики — деньги посчитать сумеют. Но ведь математика в школе вводилась для того, чтобы развить определенный способ аналитического мышления. Не всем это дано, но на школьном уровне овладеть этим все-таки можно. То же с информатикой. Алгоритмизация прививает детям определенный образ мышления, который учит их анализировать и решать задачи.
А надо сказать, что современные дети не умеют решать задачи и не понимают даже, что значит «решать». Они не решают, а ищут ответ, а это две большие разницы. Поэтому и алгоритмизация у них плохо получается, так как они не могут построить цепочку решений, увидеть причинно-следственные связи. Если мы не будем учить детей решать задачи, то в определенном смысле мы их обделим. Дать попробовать надо всем, школа ведь — это как раз то время, когда надо пробовать себя в разных областях.


Мария Гришкина


О возрасте обучения программированию
По моему опыту, закладывать умения, связанные с алгоритмизацией и программированием, можно только до определенного возраста. Чем старше, тем сложнее овладеть этим типом мышления. Даже обучая детей в 10-11 классах, я не всегда имею возможность исправить ситуацию. Если же начинать раньше и в игровой форме, то дети это хорошо воспринимают.

О том, что происходит в школе с информатикой
Сейчас на каждом шагу кричат об информационной компетентности и снабжают школы большим количеством компьютеров, так что некоторые уже не знают, куда их девать. Однако на информатике дети лишь пользуются самыми элементарными программами, да еще пасьянсы раскладывают, как мне честно написали в анкете первокурсники.
И вместо того чтобы информатику развивать, ее собираются интегрировать с математикой и русским. Вроде бы это объяснимо: информатика включает в себя много элементов математики, для занятий русским языком полезно уметь работать с текстовым редактором. Но на самом деле подоплека здесь другая. В средней школе итоговая аттестация проводится как раз по русскому и математике. А часов не хватает. Если же объявить информатику интегрированной, то ее часы можно передать соответствующим предметникам, а на случай проверки есть красивые заготовленные уроки с применением информационных технологий. В итоге дети не знают ни того, ни другого, ни третьего. А в 10-11 классах предполагается вообще отменить информатику для тех, кто не выберет физико-математический профиль.

Об учителях информатики
Информатику начали изучать в школе не так давно. И только сейчас педвузы стали выпускать учителей информатики. Правда, те из них, кто у меня практиковался, сказали, что в школу работать не пойдут.
Кто же преподает у нас информатику? Изначально это были те школьные кадры, которые нужно было пристроить. Были переподготовлены учителя других предметов. Поэтому теоретическую информатику преподавали, а практическую — нет. Простенькие задачки можно было разобрать по книжке и рассказать детям, но не более. В Москве и области учителями информатики часто работают обычные инженеры, в частности женщины, которые пошли в школу, где учится ребенок. Но и среди них много интересных учителей. Я думаю, что проблема не в учителях, а в количестве часов, которые отведены под предмет — в них просто невозможно уложить все, что требуется по программе.

Об учебниках
С учебниками по информатике беда. Таких, которые бы соответствовали жизни, почти нет. Детям, естественно, выдают рекомендованные учебники. Они их приносят на первое занятие, и я говорю: «Хорошо, что принесли. Теперь это будет книжка для домашнего чтения». Основной материал для них — лекции. Ну и много полезного есть в интернете.

О ЕГЭ
В последнее время в образование пришли менеджеры. А менеджерам надо что-то чем-то мерить. ЕГЭ — не более чем линейка, которой меряют одновременно детей, школы и учителей. Когда говорят, что благодаря ЕГЭ дети из семей с разным достатком и из регионов поступают в вузы, не думают, что ребенок должен не только поступить, но и как-то учиться, где-то жить и что-то есть. Может получиться, что ему надо будет либо зарабатывать себе на еду, либо учиться. Совмещать и то и другое могут единицы. Кроме того, хорошо известно, что ЕГЭ не всегда сдается честно. Как была коррупция, так она и осталась. Просто она изменила точку приложения и из вузов ушла в школы.
Но для информатики ЕГЭ сыграл скорее положительную роль. Раньше было мало типов задач — достаточно простые и неинтересные. ЕГЭ стал стимулирующим фактором для того, чтобы создавать, распространять, а главное, решать много сложных и интересных задач по информатике.

О том, зачем детям отдых на уроке
Современные дети очень устают от избытка информации. Поэтому иногда я закрываю глаза на то, что они занимаются чем-то своим, свободно общаются. Я даю им время, чтобы они отвлеклись от всего и немножко отдохнули. Как показывает практика, за оставшееся время выдадут больший КПД. К концу урока я на них начинаю покрикивать, хотя они и знают, что кричу я не всерьез. Я могу на это пойти, потому что у меня специализированный класс и есть дополнительные часы, но с каждым годом их становится все меньше. А в обычной школе в неделю только один час информатики. Как в это время уложить все, непонятно.

О том, откуда берутся программисты
Хорошим программистом без самообразования стать невозможно. Если человек заинтересован этим, то перед ним открывается огромная сфера деятельности. Стимул здесь именно интерес, а не зарплата, потому что, как правило, программисты имеют средние инженерские зарплаты. Не все, кто выбирает программирование, понимают, что, помимо компьютера, который они так любят, им придется иметь дело с математикой. Поэтому отсев достаточно высокий.

О том, как все успеть
Наши ученики все равно лучше ориентируются в быстро развивающихся технологиях, чем мы. Я, например, все время чему-то у них учусь. Да и успеть за всеми технологиями в принципе невозможно. То, что было вчера, сегодня уже устарело. Но базовые знания все-таки остаются прежними. В этих условиях преподавателю нужно сделать две вещи: научить детей учиться и заложить основы для того, чтоб они понимали будущие технологии. В информатике такая возможность есть.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter